Главная - История ННГУ - Журнал "Нижегородский музей" - Эпизод 17. К новым достижениям. 2000-е годы

Эпизод 17. К новым достижениям. 2000-е годы

23 января 2016

В 2003 году ректором Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского стал заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, доктор физико-математических профессор Роман Григорьевич Стронгин.

В рамках принятой в 2003 году Миссии университета ННГУ им. Н.И. Лобачевского продолжает развиваться как один из ведущих институтов российского высшего образования, “место зарождения многих инновационных направлений научных исследований и подготовки кадров, признанный интегратор образовательной, научной и культурной жизни региона”.

К 2006 году в ННГУ обучалось свыше 35 000 человек, в том числе более 1000 аспирантов и докторантов. Действовал 21 диссертационный совет (44 специальности), включая 17 докторских советов. Обучение велось по 54 специальностям и 22 направлениям. Научно-педагогическую работу вели 320 докторов наук и свыше 940 кандидатов наук, в их числе 18 членов и членов-корреспондентов РАН, 23 заслуженных деятеля науки России, 18 заслуженных работников Высшей школы, 44 лауреата Государственных премий, премий правительства и премий Президента РФ. В ННГУ 19 факультетов, 136 кафедр, 6 научно-исследовательских институтов.

Социально-культурный комплекс ННГУ включает музеи, спортивные базы и базы отдыха, профилакторий, центр проведения культурных и художественных акций, в том числе международных, центр экологического воспитания на базе уникального объекта Ботанического сада.

Основные достижения – Победа в конкурсе инновационных образовательных программ, проводимого в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. 2006г.

Выполнение этого проекта в 2006-2007 годах позволило кардинальным образом переоснастить естественно-научные факультеты и НИИ университета самым современным оборудованием, ввести новые формы организации взаимодействия подразделений для реализации междисциплинарных научно-образовательных проектов, повысить квалификацию сотен сотрудников. Проект способствовал созданию десятков новых магистерских программ и специальностей, более полутора сотен новых учебных курсов, многие из которых уникальны и заслужили титулы лауреатов всероссийских и международных конкурсов.

– Создание центра наноиндустрии, для проведения научных разработок и изготовления наноматериалов.

– Фундаментальная библиотека университета получила доступ к 20 мировым полнотекстовым научным базам, включая информационно аналитическую базу Института научной информации (Филадельфия, США).

– Активизирована работа по развитию взаимодействия с работодателями, обеспечивавшая трудоустройство выпускников и повышение качества подготовки кадров за счет привлечения ресурсов партнеров.

– Создание бизнес-инкубатора ННГУ как части инфраструктуры, развиваемой в Нижегородской области сети технологических парков.

– В 2006 году студенты университета заняли 19 призовых мест на всероссийских олимпиадах, в том числе 10 первых мест, 2 студента отмечены медалями Российской академии наук.

– Творческие коллективы ННГУ (“Стиль”, “Гармония”, студенческий театр и др.) получили всероссийское, а народный коллектив России “Академический хор ННГУ” международное признание.

Особое внимание руководством ННГУ уделялось политике в области качества образования – подготовке выпускников, способных обеспечивать функционирование и развитие профессиональных сфер деятельности на уровне передовых достижений, конкурентоспособных в России и за рубежом.

Одним из приоритетных направлений университета стала интеграция в международное образовательное пространство, развитие экспорта образования.

В 2005 году в ННГУ создан факультет иностранных студентов. К 2008 году на факультете обучалось около 200 студентов из 37 стран мира (Азия, Африка, Европа, Америка, СНГ).

На базе ННГУ реализован поддержанный полномочным представителем президента России в Приволжском федеральном округе межвузовский проект новой системы воспитания лидеров в студенческой среде. Малая Академия государственного управления предусматривает отбор студенческих лидеров всех вузов Нижнего Новгорода для прохождения дополнительного обучения в качестве слушателей.

С 2006 года в ННГУ успешно произошла реорганизация факультета военного обучения в межвузовский военный учебный центр. С октября 2008г. создан Институт военного образования (на правах факультета), состоящего из учебного военного центра и военной кафедры. Пройдя становление и развитие в советское время, в период сложных социально-экономических преобразований, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского сумел сохранить и развить систему образования и научных исследований высокого качества. И сейчас ННГУ как национальный исследовательский университет наряду с другими ведущими университетами страны становится точкой дальнейшего роста качества высшего образования и науки в России. Университету им. Н.И. Лобачевского поставлена новая задача – в числе ведущих университетов страны подняться на более высокую ступень мирового признания.


PDF  версия статьи в журнале «НМ» 2016 — NM2016-P466-473

Все новости