Главная - История ННГУ - С.С. Станков – организатор и создатель Ботанического сада Горьковского университета

С.С. Станков – организатор и создатель Ботанического сада Горьковского университета

13 июля 2022

С.С. Станков не мыслил развития биологического факультета, а тем более воспитания студентов-биологов, без создания ботанического сада. Об этой интересной идее узнала бывшая учительница и сподвижница академика Н.И. Вавилова Софья Павловна Зыбина. Через нее С.С. Станков обратился к президенту ВАСХНИЛ академику Н.И. Вавилову.

Академик Вавилов в письме от 1 апреля 1929г. горячо поддержал идею создания Ботанического сада в Н.Новгороде, и высказал свои соображения по этому поводу, обещал помощь в приобретении ценных субтропических и тропических растений из южных опорных пунктов ВИРа в г. Сухуми и Азербайджане. Переписка С.С. Станкова с академиком Н.И. Вавиловым продолжалась и в  1930-е ггг.  (Научное наследие, т.10,1987). В музее истории ННГУ имеются подлинники 3-х писем Н.И. Вавилова. Эти документы наглядно показывают какая большая подготовительная работа была проведена С.С. Станковым перед созданием Ботанического сада, а также о заинтересованности и помощи Н.И. Вавилова в этом благородном, важном деле.

В 1933г. С.С. Станков поставил вопрос перед городскими организациями о создании Ботанического сада в городе и представил проект с указанием задач, целей и структуры сада. 17 июля 1934г. городские власти приняли решение о создании Ботанического сада. Осенью 1934г. был утвержден план строительства, выделена территория на юго-восточной окраине города площадью 250га, а директором назначен профессор С.С. Станков. В территорию вошла и часть пригородной Анкудинской дубравы, которая в 1948г. передана Приокскому лесничеству. С.С. четко обдумал все практические вопросы, связанные с хозяйством будущего сада.

Д.С. Аверкиев

Первыми непосредственными его помощниками стали Д.С. Аверкиев (ботаник-систематик) и агроном Н.И. Николаев. Для планировки сада был приглашен профессор Е.В. Шервинский, лучший ландшафтный архитектор того времени. В середине 30-х годов были подобраны кадры для работы по обработке почвы, приобретению посадочного материала и техники, строительству для посадки интродуцированных, коллекционных растений, которое стали поступать из разных ботанических садов, лесных опытных станций СССР и других стран. Закладывается систематический участок. Затем выделяются площади для дендропарка, для технических и лекарственных растений, садово-ягодных и овощных культур. Начали возводиться первые (временные) деревянные постройки.

И в воскресные дни С.С. Станков работал в Ботаническом саду.

Вот как вспоминает об этом выпускник биофака, к.б.н. И.И. Балаев (1986).

“В глубине одной из комнат увидели С.С. Станкова. Сидит в полумягком кресле около стола в окружении пятерых сотрудников. Что-то рассказывает, объясняет, консультирует. Сотрудники спрашивают с большим вниманием, кое-что записывают, ловят каждое слово.

Входит в чистом белом халате служительница.

-Сергей Сергеевич, может чайку!

-Да, пожалуйста, принесите.

Она приносит на подносе стакан чаю и половину булочки.

-Спасибо.

Не прерывая консультации, С.С. небольшими глотками пьет чай, вникает во все детали работы сада, в курсе всех сезонных явлений, видового состава растений.

Около 15 часов он на машине покинул территорию сада.

Еще дважды мы посещали ботанический сад по воскресениям и видели С.С. Станкова.”

Являясь директором Ботанического сада и высококвалифицированным научным консультантом он был занят с ранней весны до октября, С.С. не мог не бывать на биостанции в период летней практики студентов.

Он руководил этим большим учреждением, консультировал сотрудников. Многие студенты – будущие ботаники – проходили в саду под его руководством практику.

Работе сотрудников, научных работников, студентов, обслуживающего персонала С.С. Станков уделял даже часть своего свободного времени.

С обострением международной обстановки в Европе и Азии в конце 1930-х годов, созидательный труд коллектива сада затормозился. Из-за недостатка денежных средств не было осуществлено строительство запланированного двухэтажного административно-лабораторного корпуса и многих других капитальных кирпичных производственных и жилых зданий, металлической декоративной ограды вокруг сада, с парадным входом. Не были построены подъездные пути, и многое другое откладывалось до лучших времен.

Все посадки и постройки сада были размещены на площади 65 га.

На протяжении 15 лет С.С. Станков проявляет большую заботу о своем новом детище, руководит научно-исследовательской работой сотрудников, вместе с ними находит выход из затруднительных ситуаций. К руководству научными отделами были привлечены ученые из Университета и сельскохозяйственного института. Систематический и дендрологический отделы создавал и ими руководил Д.С. Аверкиев, отдел полезных и лекарственных культур – Л.В. Тихов. К работе в саду были привлечены опытные специалисты: М.В. Аламыкина, А.В. Князевская, С.Л. Кубланова, Ф.В. Насонова, С.В. Сиднева, М.Л. Стальмакович. В годы войны и в послевоенное время они возглавили работу в научных отделах сада.

За короткий довоенный период было сделано много. Через 5 лет уже выпускается каталог семян для обмена с отечественными и зарубежными ботаническими садами. Дендрологическая коллекция к 1941г. составляла около 700 видов деревьев и кустарников, в оранжереях была собрана хорошая коллекция субтропических и тропических растений.

В годы войны приобретение новых растений было временно прекращено. Перед коллективом сада была поставлена задача сохранить собранные в довоенное время ценные коллекции растений и переключиться на оказание помощи фронту. В годы ВОВ, когда страна особенно нуждалась в лекарственном сырье, 16га земель было выделено для выращивания лекарственных растений. Эта была целая «фабрика» по выращиванию крайне нужных лекарственных растений: наперстянки, далматской ромашки и др. На плантации в 9 гектаров выращивалась рассада лекарственных растений, которую передавали колхозам.

В.П. Ногтев

С.С.Станков публикует ряд рекомендаций о сборе, сушке и заготовке лекарственных растений в Горьковской области (11 работ и 10 плакатов). Совместно с В.П. Ногтевым в военные годы была возрождена традиция по применению сфагнового мха в хирургии в качестве гигроскопического материала, который впервые был применен в годы Первой мировой войны. Это предложение поддержали медики,  и Наркомздрав СССР разрешил применение сфагнума в хирургической практике, были даны указания об организации сбора и заготовки мха. Станков давал рекомендации по созданию травосмесей для залужения строившегося во время войны аэродрома, оказывал помощь в организации работы по заготовке лекарственного сырья. Д.С.Аверкиев опубликовал брошюру «Дикорастущие съедобные растения Горьковской области».

Большие площади были отведены под посевы и посадки сельскохозяйственных культур (овса, клевера, картофеля, овощей). Сельскохозяйственной техники не было. Обработку почвы, перевозки, воду для полива растений, другие хозяйственные работы,  проводили на 6 лошадях. Во время войны работали только женщины, кроме того, для отопления оранжерей, административных и хозяйственных построек ежедневно заготавливали несколько кубометров дров. Кроме выращивания картофеля и овощей были приобретены несколько коров и свиней, организована столовая, в которой готовили горячее питание для работников сада за небольшую плату.

В Ботаническом саду ГГУ (лекарственный отдел) в годы Великой Отечественной войны.

С середины мая до сентября для ухода за лекарственными растениями привлекались ученики 5-7 классов подшефных школ, их оформляли на работу в качестве сезонных рабочих. Труд детей оплачивался, им выдавали рабочие карточки на продукты и кормили в столовой Ботанического сада бесплатным обедом.

В трудные послевоенные годы тяжелое положение усугубила засуха 1947г. Была резко сокращена площадь, занимаемая лекарственными растениями. Они были представлены на небольших делянках в отделе «Полезные и лекарственные растения». Была выделена дополнительная площадь для закладки питомника плодовому отделу (до 1946г. им руководил М.В.Аламыкина), заложен плодовый сад новейших перспективных сортов яблонь и груш, увеличена площадь под посадку земляники, малины и других ягодных культур. Значительно была увеличена площадь древесно-кустарных пород.

Студентки биофака ГГУ в Ботаническом саду. 1953 г.

Возобновилась прерванная войной научная деятельность отделов. Систематический и дендрологический отделы возобновили работы по интродукции растений, проведению экскурсий. На экологическом участке подросли высаженные в довоенное время коллекционное деревья и кустарники, с них стали собирать семена и высылать по заявкам других ботанических садов СССР и многих зарубежных стран. Большая партия семян различных видов боярышников была выслана в Главный ботанический сад АН СССР (г.Москва).

Научная работа продолжалась по теме: «Акклиматизация и интродукция растений». Интродуценты требовали особо тщательного ухода, отбора, использовались в селекционной работе. Только после тщательного изучения можно было рекомендовать их для целей озеленения и внедрения, выводились новые сорта.

Благодаря работе Сада произошли существенные изменения в городских зеленых насаждениях.

Во всех отделах научные сотрудники проводили фенологические наблюдения за зимостойкостью, ростом, изучали влияние удобрений и микроэлементов.

Николай Павлович Зернов на поле с земляникой в Ботаническом саду

В 1946г. после демобилизации из армии на работу в Ботанический сад был принят фронтовик Николай Павлович Зернов, он и стал руководить отделом, собрал замечательную коллекцию плодово-ягодных культур: 180 сортов яблонь и груш, около 350 сортов ягодных кустарников. Кроме интродукции и сортоиспытания Н.П.Зернов проводил большую селекционную работу, получил прекрасные сорта малины («Награда», «Нижегородская», «Обильная»), земляники («Горьковская», «Окская красавица», «Мызинская»).

 

 

Все новости