A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - История ННГУ - Журнал "Нижегородский музей" - Сто выставок и один капитальный научный подход к искусству.

Сто выставок и один капитальный научный подход к искусству.

21 января 2016

Автор Ирина Мухина

Статья опубликована в газете “Нижегородская правда”  17 января 2004 г.

В музее ННГУ состоялся необычный вернисаж. Даже само торжественное открытие происходило не в экспозиции, как принято, а в конференц-зале с президиумом и удобно расположившейся в креслах публикой. Чтобы неспешно обсудить, осмыслить, оценить некоторые итоги. А повод для подведения существенный: в стенах нашего классического университета уже 15 лет организуются художественные выставки и нынешняя – сотая.

Далеко не всякий вуз может похвастаться подобной программой. Хотя, казалось бы, необходимость такого рода деятельности очевидна. Директор университетского музея Т.И. Ковалева, задумав 15 лет назад серию выставок для студенчества, как раз руководствовалась понятным стремлением приобщить молодежь к искусству, познакомить с современной художественной жизнью Нижнего. Самое любопытное, что уже в ходе реализации задумки стало выясняться: дело выходит далеко за рамки элементарного эстетического просветительства. Оно не ограничивается демонстрацией работ на еще одной выставочной площадке, а исподволь стимулирует некий качественно новый культурный процесс. Наверное, самое точное его определение звучит в названии сотой выставки “Союз науки и искусства”.

Сто выставок и один капитальный научный подход к искусству

Нижегородские художники, кроме очень важной для них дополнительной возможности показать свое творчество публике, обрели здесь незаурядного интеллектуального зрителя. Преподаватели и студенты ННГУ сделали за эти годы немало эстетических открытий. Проходили творческие встречи, завязывались чисто человеческие отношения. Две среды – художественная и научная – стали понемногу влиять друг на друга. И неудивительно, что сегодня нижегородские мастера выстраиваются в очередь, ожидая университетского вернисажа, готовясь к нему. А руководство ННГУ всерьез подумывает об организации нового учебного подразделения, где изучение искусства стало бы главным предметом. После выставки в университете школы “Изограф” некоторые ее питомцы стали студентами этого вуза. В свою очередь ректорат ННГУ учредил три стипендии для талантливых учеников художника Д.Д. Арсенина.

Но самая потрясающая новость прозвучала прямо на сотом вернисаже. Ректор университета Р.Г. Стронгин вынес на обсуждение художественной общественности идею создания виртуальной коллекции произведений современных нижегородских живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Вуз сегодня обладает всеми техническими возможностями для осуществления подобного беспрецедентного проекта. Важность его просто трудно переоценить. Последние годы у государственных музеев не было средств на планомерное пополнение коллекций новинками. Так что целый очень интересный пласт художественной жизни уже рассеялся во времени и пространстве. И вот благодаря новым технологиям вкупе с мудрой волей появляется возможность создать своего рода музей современного нижегородского изобразительного искусства, для него не надо здания, охраны, его коллекция будет легко доступна через Интернет знатоку в любом уголке области, России и мира. Подобная перспектива просто ошеломила художников, собравшихся на юбилейную выставку и робко мечтавших хотя бы об альбоме, посвященном уже состоявшимся университетским экспозициям. Но это взгляд в будущее. А юбилей – все же повод подытожить прошедшее. Об этом рассказывает Т.И. Емельянова. Известный искусствовед, она была приглашена руководством университетского музея специально для реализации выставочной программы и справилась с ней блестяще. Между прочим, о наиболее интересных экспозициях Татьяна Ильинична регулярно рассказывала на страницах “Нижегородской правды”

– Первые выставки были устроены с помощью моих друзей, – вспоминает Т.И. Емельянова. – Каким праздником стала экспозиция керамики Татьяны и Валерия Гришиных! Затем вузовская публика познакомилась с лирическими пейзажами живописца Николая Мочалина и графика Александра Бутусова. Успех этих первых показов, профессиональный подход к экспонированию, радушный прием, оказанный художникам со стороны ректората и дирекции музея, сделали свое дело: число заявок на выставки быстро росло, и формировалась программа. Мы стремились продемонстрировать разные виды и жанры искусства, представить основоположников творческого Союза, мастеров старшего поколения, нынешних ведущих живописцев и графиков.

Народному и профессиональному декоративному искусству было посвящено 15 выставок за прошедшие годы. Серьезный общественный резонанс получила, например, экспозиция “Балахнинское кружево. Прошлое и настоящее промысла”. Созданная на основе экспедиционных сборов, музейных материалов и сопровождающаяся научной конференцией, она сыгра-ла роль теоретической базы для возрождения угасающего промысла.

Особое внимание музей уделял детскому творчеству. Мы показывали работы воспитанников изостудии Дворца творчества имени В.П. Чкалова, детской художественной школы № 1, Саровского училища искусств, нижегородской школы искусств и ремесел “Изограф”. Университетская публика имела возможность познакомиться с творчеством студентов и педагогов Нижегородского художественного училища. А демонстрация художественных коллекций музеев области? Это направление нашей работы только начинается, но имеет большие перспективы. Оно может способствовать укреплению культурных связей между областным центром и районами нашего края.

Не только сами выставки, но и публикации буклетов о творчестве нижегородских художников, рецензий, телерепортажи из экспозиций, само тесное сотрудничество с Нижегородской организацией Союза художников России – все это свидетельствует, что музей университета становится одним из авторитетных центров культуры в Нижнем Новгороде.


PDF  версия статьи в журнале «НМ» 2016 — NM2016-P454-455

Все новости