Главная - Лекции - Лекция «Фантастические твари Поволжья: взгляд этнографа»

Лекция «Фантастические твари Поволжья: взгляд этнографа»

01 декабря 2017
Автор статьи: Надежда Уткина – сотрудник музея ННГУ.

Лекторами выступили О.И. Александрова – этнограф, сотрудник Музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского и О.Н. Ляпаева – заведующая отделом научно-просветительской работы архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щёлоковский хутор».

Публичная лекция была организована в рамках проекта «Фантастические твари Поволжья», ставшего победителем грантового конкурса 2017 года Благотворительного фонда В. Потанина (номинация «Музейный гид»). Руководитель проекта – Павел Здобников, сотрудник Отдела древних и традиционных культур Музея ННГУ. Лекция вызвала живой интерес среди сотрудников и студентов университета, музейщиков, школьных учителей.

Человеческие представления о неведомом и непознаваемом формировались на протяжении веков под влиянием природных условий, соседних народов, они имеют существенные отличия в разных регионах. В то же время фантастические персонажи присутствуют в культуре любого народа. Как они появились? Что это – насущная необходимость или невежество и предрассудки? Каким образом вера в эти создания передаётся из поколения в поколение?

На территории нижегородского Поволжья, наряду с христианством, существовал целый ряд духов и прочих мифических существ, регулирующих отношения человека и природы, отношения между людьми, общение человека с потусторонним миром, участвующих в лечении и наказании и т.п. Населявшие наши места марийцы, мордва, а также славянские народы, сформировали целый «пантеон» существ, связанных с природными объектами, крестьянским хозяйством, населявших избу и надворные постройки. Это – лешие, водяные, домовые и дворовые, овинники и банники. Они не имели ярко выраженного облика, могли являться в привычных всем образах (человека, животного), издавать звуки, предупреждать об опасности, предсказывать будущее. Сформированы целые ритуалы, предписывающие, какими словами нужно к ним обращаться, как задабривать и просить помощи или прощения за свое неправильное поведение.

Но не все духи были «добрыми» и помогали человеку. Существовали и те, кто являлся из потустороннего мира «без спроса» или при посредничестве колдунов, пытался лишить человека жизненных сил, увлечь в свой мир. Нередко этнографы сталкиваются с рассказами о так называемом огненном змее – это существо, «прилетавшее» в дом того, кто тоскует по умершему близкому человеку (по родителям, по мужу или жене). Он мог являться в облике умершего, разговаривать, приносить «подарки». Известные всем русалки в нашей традиции – девушки, покончившие с собой из-за несчастной любви или проклятые родителями, они тоже зачастую подстерегают человека, находящегося в печали, в обиде, увлекают его песнями и сладкоголосыми речами, «утягивают» с собой на речное дно. Эти существа опасны для человека, поэтому параллельно появлялись ритуалы и специальные заговоры, помогавшие их обезвредить, предписывающие человеку жить в мире земном и не поддаваться соблазнам мира мертвых.

Лекторы охотно делились своим опытом общения с жителями разных районов Нижегородской области в ходе этнографических экспедиций, собравшиеся имели возможность прослушать записи рассказов старожилов, посмотреть фильм об изгнании «огненного змея».

Казалось бы, как далек современный городской житель от этих «бабушкиных сказок» или детских страшилок. Однако каждый из нас с детства слышит рассказы о добрых и злых силах, верит в приметы, соблюдает осторожность на воде или в лесу. Эти представления заложены в нашем архетипе, достались нам от предков. Изучая их, этнография как наука, изучает человека в целом, его духовную культуру, способы объяснения мироустройства, и в конечном итоге, выживания в этом мире. Сами того не подозревая, мы являемся частью русской традиционной культуры, и сохранять ее нематериальные объекты так же важно, как сохранять произведения искусства, орудия труда, одежду или предметы быта наших предков.

В заключение лекции Павел Здобников проанонсировал еще несколько открытых лекций о мифических существах, с которыми встречаются в своей работе не только этнографы, но и археологи, и палеонтологи.

Все новости