Главная - История ННГУ - 21 января 2022 года исполняется 100 лет со Дня рождения Миролюбова Анатолия Алексеевича

21 января 2022 года исполняется 100 лет со Дня рождения Миролюбова Анатолия Алексеевича

Автор: Михаил Александрович Солдатов, доцент кафедры теории функций. 2009 год.

I

Анатолий Алексеевич Миролюбов

Анатолий Алексеевич Миролюбов родился 21 января 1922 года в Н.Новгороде. Отец работал служащим обувного магазина (приказчик), мать – домохозяйка. В 1929 г. пошёл в первый класс. В 1932 г. вместе с матерью Ниной Дмитриевной Шебест, урожденной Братовской (15.01.1900-20.01.1979) и отчимом переехал в поселок Васильсурск Воротынского района Горьковской области. Там в 1936 году вступил в ряды ВЛКСМ. В 1939 году окончил среднюю школу с аттестатом отличника и стал студентом физико- математического факультета Горьковского государственного университета (ГГУ, ныне ННГУ), откуда в октябре 1940 года призван в армию. До мая 1941 года служил на Дальнем Востоке (в 215-м артполку Первой Отдельной Дальневосточной Армии), затем учился в Рязанском артучилище. Оттуда по состоянию здоровья в октябре 1941 года откомандирован в 55-й Отдельный дивизион бронепоездов (включавший в себя бронепоезда «Коломенский рабочий» и «Подольский рабочий»), с которым прошёл всю войну. Был разведчиком-подрывником, командиром отделения разведки. Воевал на Брянском, 1-м Белорусском фронтах, участвовал в обороне Москвы, Курской битве, освобождении Польши. Был ранен. Войну закончил в Германии. В сентябре-ноябре 1945 года – командир отделения артбатареи особой мощности резерва главного командования (РГК) в Московской области. Последнее воинское звание в запасе – капитан. В июне 1942 г. был принят кандидатом, а в декабре 1942 г. – членом ВКП(б).

 

Студенты 1 курса физико-математического факультета ГГУ . 1940 г.

После демобилизации (в ноябре 1945г.) продолжил учёбу на втором курсе физмата ГГУ. Учился увлечённо. Многое было забыто за годы войны, трудно было догонять товарищей. Но любовь к математике, упорство, настойчивость, систематическая работа позволили ему уже первую экзаменационную сессию сдать на отлично и хорошо, а затем и выйти в число отличников. Студент Миролюбов проявлял большую активность в общественной жизни: был членом партбюро факультета, членом профкома студентов, агитатором в группе. Все поручения выполнял деловито, вкладывая в них много инициативы и энергии. Во время подготовки к госэкзаменам агитатор группы Миролюбов организовал коллективное повторение материала в группе, и экзамены были сданы успешно. Доцент И.Б. Лиогонький в своей заметке (1949 г.) отмечал, что на первом госэкзамене (по основам марксизма-ленинизма) особенно выделяются ответы А. Миролюбова, Г. Шиловой, К. Бурмистрова и др.

В университетской многотиражке «За Сталинскую науку» от 17 марта 1948 г. в своей заметке, подписанной «Член профкома Миролюбов» он критически анализирует ситуацию с состоянием стенной печати в университете. Отмечает, что стенгазета «Биолог» за семестр вышла только два раза. Её содержании говорит об отрыве редакции от жизни факультета. Все заметки написаны общими фразами и готовыми формулами, без указания на факты, газета не учит на примерах, не борется с плохим, не поощряет хорошее, не имеет воспитательного значения. Охарактеризованы также стенгазеты «Микроскоп», «Еж», «Радиофизик» и «Зенитчик».

Анатолий Алексеевич значительное время уделял изучению своей специальности. В апреле 1949 года на второй Горьковской городской студенческой научной конференции сделал доклад о свойствах рядов Дирихле, который был удостоен 3-ей премии и отмечен грамотой.

Профессор Е.М. Воронцов, председатель оргбюро конференции, в своих двух статьях в газетах «За Сталинскую науку» и «Горьковская Коммуна» отмечает, что на конференции выступили около 80 студентов и секция физико-математическая заслушала всего 10 докладов. Из них заслуживают внимания доклады студентов ГГУ т. Миролюбова, Фуфаева, Гапонова, Миллера, Кузнецовой и др. Высоко оценивал способности  и трудолюбие, умение самостоятельно мыслить и большую эрудицию студента А. Миролюбова руководитель специальности А.Ф. Леонтьев (27.03.1917-14.04.1987) – он заведовал кафедрой теории функций (ТФ) в 1948-1954 годах. А эрудирован был А. Миролюбов в разных областях. Сокурсники всегда могли получить у него ответ на любой интересующий их вопрос. «Ходячая энциклопедия»»– такое было присвоено ему прозвище (отмечала Л.Ф. Корсакова). Сам он рассказывал Н.В. Чернеевой (Егоровой), что в школе на спор с другом выучил таблицу Брадиса; проверяли его – отвечал без ошибок. Своим чутким отношением к товарищам, скромностью, увлеченностью наукой, настойчивым стремлением к знаниям Анатолий Алексеевич завоевал большой авторитет среди студентов и уважение преподавателей.

В своей заметке «С великой радостью» (к 20-летию мехмата) однокурсница А.А. Миролюбова (выпуск 1949 г.) В.А. Тарасова (обе ее дочери окончили мехмат на кафедре ТФ) вспоминает: «Мы закончили университет в то время, когда страна поднимала голову из страшных послевоенных руин. Трудно было людям. Мы со студенческой скамьи несли в массы силу своих убеждений, знаний, несокрушимый оптимизм… Мы до сих пор с благодарностью вспоминаем своих учителей – профессоров А.Г. Майера, Я.Л. Шапиро, И.Ф. Лохина, А.Ф. Леонтьева, В.И. Костина, Г.С. Горелика. Вместе с ними проходили не только семинары и лекции, но и субботники по очистке от снега площади Минина, вместе разгружали баржи для отопления холодных университетских помещений… С великой радостью мы вспоминаем годы в стенах университета, рады, что в нашей группе есть сейчас и профессор – А.А. Миролюбов, и доценты К.Н. Бурмистров, Г.И. Шилова».

В 1949 году А.А. Миролюбов с отличием окончил университет и был оставлен в аспирантуре при кафедре теории функций. Он принимал активное участие в работе научных семинаров. В 1950-1952 годах он – бессменный староста и секретарь общегородского семинара по теории аналитических функций, который под руководством А.Ф. Леонтьева деятельно функционировал при кафедре: за год бывало до 29 заседаний. Участниками семинара были: В.И. Беневоленский, И.Ф. Лохин, А.И. Селезнёв, С.А. Гельфер и его жена Л.В. Креснякова, Я.С. Злотник, Н.А. Фролов, Н.Ф. Отроков, Ю.И. Неймарк и другие, аспиранты А.В. Леонтьева: И.И. Репин, Г.Д. Трошин, Г.П. Лапин, А.В. Волохин, А.А. Миролюбов, А.И. Ковшов, а также его соискатели В.П. Иванов и Л.Ф. Корсакова (аспирантуру они проходили у И.Р. Бранцева и И.Ф. Лохина, соответственно). Общение со специалистами, ведущими исследования по теории функций, способствовало успешной учёбе в аспирантуре, которую А.А. Миролюбов закончил досрочно, защитив с успехом в июне 1952 года на заседании Учёного совета физико-математического и радиофизического факультетов ГГУ кандидатскую диссертацию «Решение дифференциально-разностных уравнений с линейными коэффициентами». Официальными оппонентами выступили член-корреспондент АН СССР профессор А.О. Гельфонд и доцент Ю.И. Неймарк.

Анатолий Алексеевич Миролюбов

С сентября 1952 года Анатолий Алексеевич – ассистент, а с октября 1953 года – доцент кафедры теории функций ГГУ. По совместительству работал и в Горьковском государственном педагогическом институте (ГГПИ). С июня 1959 по май 1963 г. – первый декан механико- математического факультета, образованного в результате разделения физико-математического факультета на физический и механико- математический. По приказу ректора ГГУ от 01.03.1962 г. утверждён в должности декана мехмата (повторно), а по приказу от 27.04.1963 г. от обязанностей декана освобождён с 3 мая 1963 г. «по настоятельной личной просьбе в связи с состоянием здоровья». В мае 1964 года назначен заведующим кафедрой теории функций (ТФ), а в сентябре 1964 года переведён на должность старшего научного сотрудника Математического института им. В.А. Стеклова АН СССР, где в то время работал А.Ф. Леонтьев (член-корреспондент АН СССР с 1970 г.). Потом – год отпуска по болезни. В протоколе Совета мехмата от 10.04.1970 записано:

«А.А. Миролюбов сообщил, что фактически руководить кафедрой стал с сентября 1967 года». 16 июня 1972 года в Учёном совете Института математики АН БССР Анатолий Алексеевич защитил докторскую диссертацию «Некоторые классы функциональных уравнений в комплексной области». В октябре 1975 года решением ВАК ему присвоено учёное звание профессора.

Формирование А.А. Миролюбова как специалиста и руководителя происходило в обстановке, когда преподавательский состав, университетское руководство и студенчество «раскололись» на два непримиримых лагеря. Это был период борьбы с космополитизмом и «научными идеалистическими извращениями». В ряде статей (1949-1951 г.г.) в университетской многотиражной газете «За Сталинскую науку» (отв. редактор В.Ф. Котов) и на собраниях некоторые лица критиковались за то, что они допускали идеологические, философские, методологические ошибки, не показывали роль русской науки и т.п. Об этом подробно рассказал Ю.И. Неймарк в своей книге «Сухой остаток» (изд. Нижегородский гуманитарный центр, 2000 г.).

Противоречивая обстановка сложилась и на мехмате в пору, когда А.А. Миролюбов был деканом. Я.К. Любимцев (председатель Совета ветеранов ННГУ, …) вспоминает: «В то время мехмат находился в тяжелом положении: совсем мало было профессоров-докторов наук, отношения между кафедрами напряженные, ректорат и партком ГГУ устали разбирать жалобы, приходящие с факультета». Настолько болезненно воспринимал эту ситуацию Анатолий Алексеевич говорит, в частности то, что он заготовил (при участии секретаря партбюро Н.А. Шуваева) по крайней мере, четыре варианта проекта постановления:

«Решение парткома ГГУ от 16.05.1961 г. по вопросу о выполнении постановления парткома от 05.01.1960 г. «О перспективах развития мехмата». (Даты «Проектов» указываются и другие: 13.03.61 и 18.04.61). Отмечается, что ряд ведущих сотрудников, в том числе кандидаты наук и декан, не имеют элементарных жилищных условий, некоторые имеют лишь койку в общежитии. Число студентов, приходящихся на одну штатную единицу, превышает аналогичное число студентов на других факультетах. На мехмате продолжается ненормальная обстановка, при которой некоторые сотрудники пытались противопоставить себя руководству и всему коллективу факультета, мешали нормальной работе, при этом деловые взаимоотношения зачастую перерастают в склоку.

В целях укрепления факультета квалифицированными кадрами ранее был приглашен для работы проф. Г.Н. Положий и недавно – молодой многообещающий специалист в области функционального анализа и приближенных методов доцент Слугин С.Н. Он был избран по конкурсу на кафедру ТФ и потом переведен на кафедру Вычислительной математики.

Опасаясь ослабления факультета, А.А. Миролюбов не мог быть за образование (выделения из состава мехмата) нового факультета: Вычислительной математики и кибернетики (ВМК), инициатором чего активно выступал профессор Ю.И. Неймарк при содействии Я.К. Любимцева и С.Н. Слугина. Вскорости страсти улеглись и все встало на свои места.

В интервью Ю.Г. Сергееву для многотиражки «Горьковский университет» за 24.04.1979 г. к 20-летию мехмата Анатолий Алексеевич отмечал следующее. В 1959-1960 годах на факультете было всего 24 штатных преподавателя, из которых 12 имели ученую степень. Только двое были докторами наук. Ощущалась острая нехватка преподавателей. Можно отметить две задачи, стоявшие перед факультетом: 1) забота о научном росте молодых сотрудников, развертывание лабораторий и оснащение их современным оборудованием и 2) улучшение учебно- воспитательной работы. Студенты жили дружно, ездили на целину и на «картошку», были самостоятельными, ответственно относились к учебе. Хорошо работала комсомольская организация.


II

Анатолий Алексеевич Миролюбов

А.А. Миролюбов всего себя посвятил научной, организаторской, педагогической и общественной деятельности. Он не жалел ни сил, ни времени на подготовку квалифицированных специалистов и воспитание молодёжи. Обладая незаурядным методическим мастерством, много времени уделял разработке и постановке как общих, так и специальных курсов. Читал лекции по общим курсам «Теория функций комплексного переменного (ТФКП)», «Теория функций действительного переменного (ТФДП)», «Высшая математика», «Математический анализ», и специальным курсам «Аналитическая теория дифференциальных уравнений (АнТДУ)», «Целые функции», «Полные системы функций», «Краевые задачи», «Линейные разностные уравнения», «Операционное исчисление», «Применение ТФКП в гидро–аэродинамике». На лекции всегда приходил бодрый, энергичный, подтянутый, собранный, отлично подготовленный, нацеленный убеждать, волновать и потрясать своих слушателей. Его лекции отличались особой четкостью, конкретностью, ясностью изложения, фразы отточенные, студентам не надо было обдумывать, что и как записать, и потому оставалось время на осмысление услышанного. Выпускники в анкетах к 25-летнему юбилею механико-математического факультета отмечали: «Наиболее глубокий след в памяти оставили лекции А.А. Миролюбова, которые всегда слушали с особым вниманием». «Спустя несколько лет оценил своеобразие, может быть, даже самобытность миролюбовских лекций, которые в студенческие годы производили на меня не самое лучшее впечатление». Он умело создавал во время лекции проблемные ситуации, всемерно стимулировал активное восприятие материала, был одним из лучших лекторов факультета, а по курсу ТФКП оставался непревзойденным мастером. Успевал много рассказать. Наряду с изложением дополнительных специальных математических (теоретических) вопросов, очень любил излагать в курсе ТФКП такие прикладные задачи, как комплексный потенциал векторного поля, обтекание кругового цилиндра, эллипса и пластинки, произвольного профиля, формула С.А.Чаплыгина и теорема Н.Е.Жуковского о подъемной силе, кумулятивный заряд, фильтрация грунтовых вод, задачи о кручении, о бипланах и т. п.. Все это производило ошеломляющее впечатление на студентов, о чем они с восхищением вспоминали и по прошествии многих лет. Однако, на экзамене эти вопросы не любили. (Перечисленные прикладные вопросы вошли и в спецкурс «Некоторые применения ТФКП», читанный им на ФПК при ГГУ). Анатолий Алексеевич постоянно видоизменял отдельные места в лекциях или включал что-то новое. На вопрос: «А зачем включил такие-то пункты?» – отвечал полушутя: «А там есть второгодники. Они, черти, или проверяют меня по своим старым записям, или вообще не ходят на лекции. Вот я их и спрошу по этим пунктам».

Какая-то особая щепетильность не позволяла Анатолию Алексеевичу во время лекций пользоваться конспектами или записями, даже при изложении сложных вопросов или при громоздких выкладках. Он сильно смущался, переживал, когда кто-либо из студентов обнаруживал в его рассуждениях неточности или ошибки. Шутил: «До чего же «старики» всё здорово продумали – как только захочешь изложить что-то по-своему, так почти обязательно где-нибудь напутаешь». А от ошибок никто не застрахован. Например, в его любимом спецкурсе АнТДУ из года в год повторялась сакраментальная фраза (которую повторяли и все читавшие этот спецкурс позже): «Если характеристическое уравнение имеет корень кратности не менее двух, то каноническая система решений непременно содержит логарифмы», – и это с «убедительным» доказательством. Хотя факт неверен. Непонятно откуда взялась эта фраза: ведь этот спецкурс ранее читали А.Ф.Леонтьев и И.Р.Брайцев. Возможно, просто опущена маленькая оговорка.

Человек неравнодушный, с активной жизненной позицией, Анатолий Алексеевич постоянно находился в гуще общественных дел, принимал деятельное участие во всех начинаниях. Был членом профкома и парткома университета, членом партбюро факультета, редактором университетской многотиражки «За Сталинскую науку» (ныне «Нижегородский университет»), а перед этим – «Горьковский университет»), руководителем теоретического (философского) семинара факультета, членом Методического совета университета, заместителем председателя Специализированного совета по защите кандидатских диссертаций, заместителем ответственного редактора Межвузовского сборника «Дифференциальные и интегральные уравнения» (издавался в ГГУ в 1979-1991 г.), выполнял также другие общественные поручения. По воспоминаниям доцента М.Н. Вдовина они вдвоём с А.А. Миролюбовым «делали» многотиражку в 1954-1956 годах, причём для технической работы им лишь эпизодически выделялась машинистка.


III

Хотелось бы заметить, что об учёном можно судить не только по его трудам, как считают многие, но и по своеобразию его личности, характера. Огромная научная, педагогическая и общественная деятельность не заслоняли в Анатолии Алексеевиче незаурядную, необыкновенную человеческую личность. Его обаяние привлекало к нему с особой силой, притягивало как магнит всех, кто с ним соприкасался. Вызывали восхищение его глубокая, непоказная интеллигентность, благородство, непримиримость к бесчестному, негуманному. Прорывающаяся иногда горячность и чрезмерная убеждённость в правоте своих взглядов и суждений только подчеркивали его непосредственность. Он живо реагировал на все нужды, заботы, затруднения сотрудников и студентов, учитывал всё то, что называется «человеческий фактор». Умел без оглядки, не раздумывая, подать руку помощи каждому  нуждающемуся. Если у кого-то стряслась беда, помогал обязательно. К нему шли за советом и помощью, чтобы поделиться радостью или поведать своё горе, давние друзья, знакомые, коллеги по работе, студенты, выпускники прошлых лет. Он был естественен, для каждого находил нужные слова, помогал чем мог. Думается, что эта черта выкристаллизовалась у него, как и у многих других, не раз глядевших в глаза смерти, во время Великой Отечественной войны. Правда, со свойственной ему прямотой, он мог, когда ему что-то не нравится, накричать, дать «нагоняй», и так выругаться, что виновный не знает куда деться, готов сквозь землю провалиться. Случалось, что студенты, да и сотрудницы, плакали после его «внушений». Однако, они отлично понимали, что это делалось в их же интересах, проистекало от заботы о них, внутренней теплоты и желания лучшего. Обычно сами же «обиженные» потом бежали к нему со своими разнообразными проблемами. Не зря же студенты называли его «отцом нашим, все понимающим, заботливым». Известны случаи, когда он лично оказывал помощь материально малообеспеченным студентам. Однажды, будучи деканом, обратился к отцу одной студентки, офицеру, с просьбой, чтобы его дочь отказалась от стипендии в пользу другой студентки, воспитанницы детского дома, которой стипендия не могла быть назначена. Так и было сделано. Или вот другой случай. Студентка 5-го курса Г. потеряла большую сумму денег, ходила расстроенная. Анатолий Алексеевич, узнав от лаборантки о пропаже, вручил Г. насильно 25 рублей (для сравнения: зарплата ассистента была 105 р.). Она долго отказывалась, а потом, вынужденная уступить его настойчивости, говорит: «Ну ладно. Я Вам верну после». Анатолий Алексеевич расхохотался и сказал: «Купишь мне венок, когда умру».

Вместе с тем Анатолий Алексеевич был глубоко принципиальным, требовательным, нетерпимо относился к прогульщикам, лодырям, разгильдяям и к тем, кто трудился не в полную меру своих возможностей и способностей. Так, он с улыбкой вспоминал: «Студент М. приходил пересдавать экзамен по ТФКП 13 раз. Пошло на пользу – вскоре после окончания ГГУ М. защитил кандидатскую диссертацию. О чём «деликатно» порадовал в письме».

За педагогическое мастерство, высокие деловые качества, отеческое внимание и заботу о студентах, они платили ему взаимной любовью. Его всегда настойчиво приглашали на всевозможные студенческие мероприятия. Так, на Дне мехмата 25.04.1981 г. вручили ему четырёхуголку и «повестку»:

«Приглашается на сцену всем известный педагог,
В мнимых числах разбираться нам он искренне помог,
Он – студенчеством всем любый –
Наш профессор Миролюбов».

На выпускных вечерах не было отбоя от желавших танцевать с ним. Он очень любил вальсировать. Любимым был «Вальс цветов» из «Щелкунчика».

Как руководитель, Анатолий Алексеевич был достаточно жестким, властным, умел, навязывать свою волю. Бывал и несправедлив, но ему прощали – он был отходчив. Умел нагнетать напряжение. Но оно снималось после чьей-нибудь удачной шутки, хорошего анекдота. Сам же первый рассмеется или что-нибудь добавит, разряжая обстановку. Например, после обсуждения на очередном заседании кафедры кого-то «провинившегося» спрашивает: «Какое наказание ему назначим?» Моментально следует чье-то предложение: «А всю нагрузку его добавить САМОМУ ЗАВУ». И Анатолий Алексеевич тут же реагирует: «А вот мы её и добавим САМОМУ нос высунувшему». Тут всеобщий хохот, и напряжения как не бывало. Вообще его знали как жизнерадостного, интересного и остроумного собеседника, мастера на краткие и точные ответы. Увидит непорядок, скажет: «Хрю, хрю», – и всё предельно ясно. Его любимыми присловиями были: «Тут какие-то тайны Мадридского двора» и слова Ивана Грозного: «Не спеши в Лемпеши – в Сундырях ночуем», сказанные князю Курбскому при походе на Казань.

Предметом постоянной заботы Анатолия Алексеевича был подбор кадров и повышение квалификации преподавателей. По его непосредственной инициативе были направлены в целевую аспирантуру к профессору А.Ф. Леонтьеву сотрудники кафедры В.В. Напалков и А.А. Рябинин, защитившие позже докторские диссертации, к профессору Ю.А. Казьмину – В.Л. Адрианов, аспирантом профессора И.Ф. Красичкова-Терновского стал С.И. Калинин. В 1983 году защищена кандидатская диссертация В.Н. Филиппова, выполненная под руководством профессора В.В. Напалкова. Сам Анатолий Алексеевич был научным руководителем по диссертации В.Т. Шишиной. Эта работа успешно защищена 29 ноября 1985 года. При нем пришли работать на кафедру доценты Л.Ф. Корсакова, А.И. Селезнёв и М.В. Долов. К сожалению не пришлось заполучить на кафедру доцента расформированного Муромского пединститута Т.В. Чекмарева и выпускника мехмата стажера кафедры(1974-1976) В.А. Калягина, который явно выделялся своей самостоятельностью и математической эрудицией. Они стали работать в Горьковском Политехническом институте (ГПТИ), каждый – доктор физ.-мат. наук, профессор, ряд лет был председателем ГЭК мехмата.

Научные исследования на кафедре велись, в основном, по теме «Функциональные уравнения с отклоняющимся аргументов и полнота некоторых систем функций». Члены кафедры чувствовали себя за А.А. Миролюбовым как за каменной стеной. В 70 – х годах в ГГУ ввели правило: чтобы ассистенту пройти переизбрание, он тоже должен иметь научные статьи или диссертацию на выходе. Анатолий Алексеевич выдвинул лозунг: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Однако он «организовывал» нужные статьи, включая переизбирающихся в соавторы, побуждая к написанию методических разработок, – и на его кафедре переизбрание проходили все, правда, иногда с оговоркой «в порядке исключения». С некоторых пор, и особенно после создания Методического отдела, резко возрос поток бумаг, на которые надо было отвечать. За небрежение и несвоевременное планирование и отчетность Анатолий Алексеевич назидательно внушает подопечным: «Сделал дело – запиши. Планировал сделать, но не сделал – запиши дважды. Ведь комиссии работу проверяют по бумагам, по тому, как хорошо они оформлены».

В 1977 году при Методическом отделе ГГУ был организован факультет повышения педагогического мастерства. В его состав от кафедры ТФ вошла С.С. Круглова. Она активно занялась научными исследованиями по эффективности различных методов активизации самостоятельной работы студентов. Позднее по совету Анатолия Алексеевича этим кругом вопросов занялись также преподаватели кафедры Н.В. Чернеева, Н.М. Филиппова и И.В. Мотова. Вообще Анатолий Алексеевич любил методику, высоко ценил её роль в учебном процессе и всемерно помогал молодым, начинающим преподавателям постигать её «премудрости». Он написал, иногда в соавторстве с ними, несколько методических разработок и учебных пособий. Отметим лишь две статьи – доклады. Первая «О значении курса ТФКП в системе университетского математического образования» – опубликована в брошюре с материалами семинара, проведённого в ГГУ в 1977 году по инициативе и большой организационной работе А.А. Миролюбова. Вторая: «Построение курса «Линейные разностные уравнения» (совместно с М.А. Солдатовым) (г.Уфа, 1974 г.) – на его основе соавторы позже написали два учебных пособия и две монографии. Посещая лекции и практические занятия, Анатолий Алексеевич после давал ценные и полезные советы, помогал становлению педагогического мастерства сотрудников, и за это они ему глубоко благодарны.


IV

Анатолий Алексеевич был весьма непритязателен в быту, личная скромность сохранилась в нем до конца жизни. В студенческие годы его видели в неизменной гимнастерке военной поры, которую потом сменила ковбойка. Приходилось рассчитывать только на себя, на стипендию. Будучи аспирантом, в 1949-1952 годах преподавал в ГГПИ и 1951-1952 годах – на кафедре ТФ. Первое время после войны, будучи студентом, жил в доме отца, работника торговли (у того была тогда новая семья). Вскоре поселился на частной квартире – ютился в мансарде, а точнее на приспособленном к кое-какому жилью холодном чердаке в деревянном доме на улице М. Ямская, в одной комнате с хозяйкой-старушкой, которая трогательно заботилась о нем и тщательно оберегала. Как-то коллеги во главе с заведующим кафедрой ТФ (1954-1964) Беневоленским В.И. пришли навестить Анатолия Алексеевича во время болезни. Старушка пропустила их только после выяснения «личностей» пришедших и цели визита. Коллеги поднялись на его «голубятню» по узенькой лесенке в три колена. Свою благоустроенную квартиру Анатолий Алексеевич получил лишь в декабре 1961 года, когда университет построил дом на улице Сурикова. Туда смог наконец-то переселить свою пожилую и больную мать, которая до этого жила в Васильсурске в домике, приспособленном под жилье из деревенской бани. Мать его, Н.Д. Братовская, сначала была замужем за приказчиком Миролюбовым Алексеем Ивановичем (31.01.1893-13.09.1964). Когда Толе было 4 года, она создала новую семью – соединила свою дальнейшую судьбу с Шебестом Николаем Алексеевичем (1900-1954), лесоустороителем, сыном актрисы Нижегородского драмтеатра. Две новые семьи до1932 года жили вместе в доме А.И. Миролюбова. Анатолий Алексеевич сохранял добрые отношения с отцом и отчимом до конца их жизни. В годы Великой Отечественной войны неоднократно высылал деньги с фронта в Васильсурск. В сохранившихся дневниковых записях Нины Дмитриевны легко прослеживаются теплота и трогательность во взаимоотношениях матери и сына, его постоянная забота и внимание к больной матери.

Во второй, и последней, квартире Анатолия Алексеевича (кв. 47 в доме 11 по улице Адмирала Васюнина) было не очень-то уютно, обстановка старая, порядок холостяцкий, все приспособлено только для работы. Убиралась в квартире приходящая женщина. На вопрос коллеги:

«Не хватает тут женской руки. Почему бы не обзавестись хозяйкой?» – отделался шуткой, лишь сказав: «Так я женат. Жена – Галина Ивановна Шилова». И вообще он замыкался, когда речь заходила о его личной жизни. С Г.И. Шиловой оформил брак при окончании ею аспирантуры. Она проводила с ним отпуск на Волге, на его «малой родине» – в Васильсурске. Но в Горьком всегда жили на разных квартирах. Она – со своими родителями на ул. Бекетова. Правда, иногда во время отпуска вместе путешествовали по области, но в основном она отпуск проводила с четой Шуваевых (Николай Алексеевич и Ада Викторовна), у которых была своя автомашина и моторная лодка. Когда Анатолий Алексеевич жил на ул. Сурикова (при нём жила его мать) и сильно болел (на квартиру приходила медицинский работник проводить процедуры, в том числе лечение пчелами), Галину Ивановну можно было часто видеть идущей к нему или от него. Она вообще любила пешие прогулки.

Анатолий Алексеевич страстно любил русскую природу. Не признавал «организованного» отдыха. Больше предпочитал путешествовать, бродить по живописным местам Горьковской области. Хорошо их знал и вдохновенно рассказывал о различных их достопримечательностях. Его излюбленными местами были правый берег Оки выше затона имени Жданова (сейчас посёлок Окский), окрестности рек Суры, Ветлуги и Сережи, а также г. Семёнова. Обычно останавливался где-нибудь в глухой деревне, как правило, у пожилых людей. Помогал им в хозяйстве, сенокосил. Любил рыбалку. Как заядлый рыболов, мог подробно описывать устройства и назначение рыболовных снастей. Однако, рыбалка для него представляла лишь спортивный интерес, как возможность отвлечься, отдохнуть, сами уловы его мало интересовали – обычно это были «малявки», пескари. Ещё в пятидесятых годах купил лодку в Чкаловске (бывшем Василёве – родине В.П.Чкалова) и плыл на ней «от Василя до Василя»: сначала до Горького, меняясь поочередно с женой за веслами, либо прицепившись к барже. Вниз от Горького до родного Васильсурска плыл один, но лодка была уже с мотором. Пришел домой весь пропахший бензином, прокопченный дымом, гарью, с больной головой, задыхаясь от кашля. Техника была ему не по душе, не подчинялась. Он её не очень любил. Хотя позже купил автомашину.

Кажется только один раз, около 1978 г. он во время отпуска выезжал за пределы Горьковской области. Вместе с В.Л. Андриановым, на его машине, ездил в Крым по приглашению своего знакомого. По дороге останавливались в местах, в которых пришлось воевать, в районе Курской битвы. Вспоминал, какая тут была обстановка: «Тут мы, там немцы. Здесь стоял забор».

Анатолий Алексеевич был организатором и душой как пеших, так и лыжных походов сотрудников кафедры в окрестностях г. Горького. Часто все вместе любовались красотами золотой осени, высматривали орехи. Любовь к природе, литературе и искусству у Анатолия Алексеевича развилась еще с детства, и в этом несомненно большая заслуга его матери. Сама по профессии счетный работник (кассир), она была активной участницей художественной самодеятельности, вместе с Н.А. Шебестом.

Доцент Галина Ивановна Шилова вспоминала: «Мать Анатолия Алексеевича рано приобщила сына к искусству и привила ему любовь к чтению. На спектакль «Синяя птица» во МХАТе она водила его ещё в возрасте 5 лет. С детства и всю жизнь он много читал. Позднее много читал специальной литературы и книг по естествознанию. Книги были теми единственными вещами, которыми он дорожил. Дома у них в Васильсурске была небольшая, но хорошо подобранная библиотека. Любил он классическую музыку, особенно П.И.Чайковского.

Васильсурск, как и Плес, были любимыми местами наших великих русских художников, куда они выезжали на этюды. Вот откуда у Анатолия Алексеевича любовь к природе и всякой живности, которая водится в лесах и в воде. Он прекрасно различал голоса птиц и великолепно имитировал их пение, так что они отвечали на его зов. Анатолий Алексеевич обладал редким даром слушать и видеть природу. Он не любил разговаривать в лесу и предпочитал ходить по лесу один. Живя в Горьком, после работы, он старался уйти отдыхать в лес, ходил по заросшим лещиной (орешником) оврагам около Дубёнок и Щелковского хутора, в Марьиной роще, там где меньше человеческого гомона. Очень любил собирать грибы и орехи».

Удивительно быстро входил Анатолий Алексеевич в контакт с различными людьми. Хорошо знал и уважал местные обычаи и традиции. Тщательно готовился к предстоявшим поездкам в другие республики нашей страны, обязательно выучивал несколько приветственных слов, обиходных фраз.

На весь факультет славился знаменитый миролюбовский чай с индийской заваркой и не менее знаменитые бутерброды с рыбными консервами и яйцом. «Чаем» заведовала старший лаборант – «хозяйка кафедры» Доманская Валентина Никандровна. Они «отпаивали» студентов, преподавателей и сотрудников всех рангов после бурных заседаний, горячих дискуссий, напряженной работы, экзаменов. За чаем в непринужденной обстановке обсуждались, а порою и решались различные вопросы. На «Днях мехмата», которые обычно проводились в апреле, студенты шутили: «Ароматный чай начисто отбивает охоту рассуждать на научные темы».

Анатолий Алексеевич не жалел личного времени на решение различных проблем, связанных с жизнью и бытом студентов и сотрудников. Старший преподаватель Н.В. Чернеева вспоминает:

«Анатолий Алексеевич был деканом, я работала ассистентом. Прихожу к нему и говорю, что 9 лет мотаюсь по частным квартирам. Если не дадите жилья, уеду по месту распределения мужа. «Скатертью дорога», – отвечает. Однако в дверях остановил, вернул и сказал: «Освобождается комнатка у Чёрта на куличках. Пойдешь?» – «Конечно.» Вскоре вопрос был решен».

Сам он был очень трудолюбив. Готовясь к занятиям, просиживал ночи. Задач для практических занятий, экзаменов, контрольных работ составлял по нескольку комплектов. «Выручал» ими начинающих преподавателей, что было особенно важно, когда еще не было задачников.

Видимо, постоянные болезни (болели глаза, опухали руки и ноги и т.д., когда-то была перелита кровь, по-долгу приходилось лежать в больнице) влияли порою на его моральное состояние: иногда он раздражался, становился мнительным, подозрительным, что ему кто-то вредит. Но это проходило, и запомнился Анатолий Алексеевич всегда веселым, улыбающимся, с шутками, прибаутками, поговорками. Он был ходячей энциклопедией по многим медицинским препаратам, лекарственным растениям, народным снадобьям, и мог подробно объяснять: когда, что и как надо употреблять.

Поражало самообладание, с которым Анатолий Алексеевич переносил свои многочисленные недуги и болезни. Только после смерти мы смогли узнать, что в июле 1984 года в онкологическом диспансере ему сделали сложную операцию. Немного поправившись, Анатолий Алексеевич уже интересовался делами кафедры, по телефону давал указания, при этом категорически запретил искать и навещать его: «Я вообще нахожусь в другом городе». Когда в ноябре 1984 года снова приступил к работе, ничем не выдавал своего состояния, не желая вызывать сострадания к себе. Превозмогая нестерпимые боли, он находил в себе силы, чтобы читать лекции, принимать экзамены, консультировать свою бывшую аспирантку по окончательному оформлению её диссертации.

Д.А. Гудков (зав. кафедрой ГиВА) рассказывал: «В середине февраля 1985 г. я, Отроков Н.Ф. и А.А. Миролюбов были в Москве на совещании. По просьбе Анатолия Алексеевича к нам в гостиничный номер пришли А.Ф. Леонтьев и И.Ф. Лохин. Он рассказал им о перенесённой операции, потом показал чёрную родинку с левой стороны груди и сказал: «Я скоро умру». В общем, ездил проститься с близкими людьми. До этого сильные боли он «объяснял» нам тем, что якобы что-то не то съел в кафе за углом. Вернувшись в Горький, мы на такси отвезли его домой. Через несколько дней его не стало».

Последним из сотрудников кафедры, видевшим Анатолия Алексеевича живым, был доцент А.В. Волохин, посетивший его 25 февраля на квартире. Пытался справиться о здоровье, успокоить относительно учебных занятий: «Заменим пока». Однако обстоятельного разговора не получилось. Не был допущен далее прихожей и получил наказ – чтобы больше никто не приходил: «А то изрублю топором». Умер Анатолий Алексеевич во 2-ой инфекционной больнице 27 февраля 1985 года в 10 часов 15 минут, похоронен рядом с матерью Н.Д. Шебест- Братовской на кладбище по улице Пушкина (бывшем Бугровском).

Зам. секретаря парткома Русанов Пётр Иванович, сам фронтовик, участник боёв, организовал на похороны («Пришлось повысить его на единицу в офицерском звании,» – шепнул по секрету) почётный воинский караул, который произвёл положенное количество винтовочных залпов. У Анатолия Алексеевича не оказалось близких родственников. Дальние родственники, выполняя его волю, передали кафедре теории функций его личную научную библиотеку.

За боевые и трудовые заслуги А.А. Миролюбов награжден 9-ю медалями, в том числе «За отвагу», «За боевые заслуги», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», нагрудными знаками «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», «Победитель социалистического соревнования», неоднократно награждался почетными грамотами, заносился на Доску почета университета и факультета, отмечался благодарностями.


V

Составитель данных заметок впервые узнал А.А. Миролюбова 2 сентября 1952 года, когда был студентом 3 курса физмата. Позже (с 1959 г.) вместе работали, много общались. Хотелось бы рассказать о нём не только как об учёном и педагоге, но в первую очередь как об обычном человеке с его сильными сторонами, слабостями и пристрастиями, которому «ничто человеческое не чуждо». Приведённые выше общие фразы о нём возможно ещё более наполняться живым содержанием конкретными свидетельствами тех, кто его близко знал.

Стиль руководства А.А. Миролюбова таков, что его всё касалось, до всего ему было дело. Когда я ещё только начал работать в ГГУ, мне деканат химфака (декан – А.М. Петров) прислал с «Разрешением» студента (пусть будет Ш-н): у него получался диплом с отличием, но мешала одна «уд.» за первый курс по математике. Пришлось принять экзамен – поставил «отл.», изрядно «поднатянув». Получил выговор от Анатолия Алексеевича: деканат поступил в обход его, на переэкзаменовку должны были направит к нему, это он поставил «уд.». Когда Анатолий Алексеевич в сентябре 1967 г. после 3-х летнего перерыва приступил к заведованию кафедрой, то на первом же заседании первым делом объявил мне выговор. Те 3 года я временно замещал его и декан обмолвился, что не всегда вовремя реагировал на циркуляры деканата. А надо сказать, что в 1964–1967 г.г. на кафедре ТФ оставались лишь три доцента: один занят в деканате (А.В. Волохин), другая часто болела (хотя тянула воз нагрузки в полную силу) и третий замещал А.А. Миролюбова и занят вступительными экзаменами: председатель предметной комиссии по математике. Учебные нагрузки у всех – запредельные. Естественно, что текущие дела вела и расписывалась иногда за меня ст. лаборант В.Н. Доманская (смеялись: она расписывалась даже лучше). Однако отмеченные и прочие недоразумения не мешали нам с Анатолием Алексеевичем поддерживать дружеские, а в чём-то даже доверительные отношения. По просьбе Анатолия Алексеевича я пришёл к нему с моей женой ( она – невролог, хороший специалист своего дела) – посмотреть его старую больную мать (она уже не вставала), хотя её осматривали и другие. Но – обычное самооправдание: «А всё ли я сделал, чтобы помочь своему ближнему?»

Мы с Анатолием Алексеевичем написали две учебных пособия (Изд-во ГГУ, 1975 и 1980 г.) и на их основе две монографии «Линейные однородные разностные уравнения» (1981 г.) и «Линейные неоднородные разностные уравнения» (1986 г.) (Москва: «Наука»). Инициатива целиком и полностью принадлежала ему (вероятно, с подачи А.Ф. Леонтьева) – если бы не он, то ничего бы и не было. Вся организационная работа, договоры с издательством, включение в план, вся работа с редакторами, поездки для этого в Москву – всё делал он. Для первой книги он же составил и план – оглавление. Я очень обрадовался последним двум главам – исключительно по его работам, вещи мне незнакомые. Однако, это «благополучно» совсем не обрабатывалось и никуда так и не было включено – ему всегда что-то мешало. Так, писал мне в 1980 г. на ФПК при МГУ: «С ответом задержался – много дел. Сейчас ещё и заменяю Л.Ф. Корсакову – 6 часов в неделю». (Такова участь всех зав. кафедрой ТФ – заменять заболевших. Например, В.Н. Филиппов заменял меня целый семестр в 2005 г.). Обсуждая заготовленное содержание глав, мы с Анатолием Алексеевичем часами просиживали у меня на квартире: у него большой список замечаний и у меня тоже. При этом приходилось спорить и чуть ли не ссориться. Но всегда приходили к обоюдному соглашению. Анатолий Алексеевич очень любил и умел сформулировать. (Сказывалась прежняя работа в качестве редактора многотиражки.) Однако иногда оказывалось, что тщательно грамматически отшлифованная фраза оказывалась математически не точной. И только для окончательного редактирования 4-ой, последней, книги (1986 г.) поневоле пришлось ехать в Москву мне. Редактору (пожилая милая женщина) не понравилось, что 3-я и 4-я главы были маленькие. Пришлось сходу объединять их в одну – и тогда потребовалось менять всю последующую нумерацию и прочее. Сидели долго, были и другие нюансы: «Это наше редакционное занудство». Вот забавный пример, иллюстрирующий условность грамматических исправлений. У меня было написано: «Используя формулу». Анатолий Алексеевич возражает: «Использовать можно кого- то. Лучше: Привлекая». Исправили. И вот в издательстве редактор говорит: «Привлекать можно к суду. Надо: используя формулу». На том и порешили. Я считал Анатолия Алексеевича «своим в доску», был с ним вполне искренен. Мне казалось и он относился ко мне по-дружески; хотя – «чужая душа потёмки». Видимо, его страдания, тяжелое состояние в последние месяцы омрачило наши отношения. (Впрочем, и с другими он не очень общался: «Надоели вы все мне»). Хотя все его указания, когда он мне звонил из больницы, я выполнял. Сказал, что декан ему что-то наговорил про меня неблагоприятное. Но единственное что могло быть, это следующее. Зная состояние Анатолия Алексеевича, пока он был ещё в больнице, мы в деканате обсуждали вопрос о будущей работе кафедры, в случае чего. Я, реально оценивая свои возможности, наотрез отказался продолжить далее заведование кафедрой. (Как в 1966 г. решительно отказался стать деканом, на чём упорно настаивал Н.Ф. Отроков – сам-то он долее оставаться деканом не хотел!). Тем более, что кандидат на эту должность был – это М.В. Долов, уже защитивший докторскую диссертацию. Очень горькой и болезненной была безвременная потеря Анатолия Алексеевича. Он мог бы ещё творить.


Приведём несколько рассказов про А.А. Миролюбова.

САВЕЛЬЕВ Владимир Петрович, доцент, декан факультета ВМК в 1900-2006 гг.

В 1955 году я поступил на физико-математический факультет ГГПИ. В течение двух лет нам читал лекции по математическому анализу доцент ГГУ А.А. Миролюбов. С первой же лекции он произвел на меня, да и на многих моих сокурсников ошеломляющее впечатление своей эрудицией, манерой читать лекции, постоянно обращаясь к аудитории и спрашивая: «А это откуда следует?». Иногда вставали из рядов 7-8 человек, пока кто-нибудь не ответит правильно. Мне часто удавалось дать верный ответ, он это заметил и не сразу меня спрашивал. Он нарочито напускал на себя грозный вид, голос у него тоже был весьма внушительный, так что перед экзаменом у нас всех дрожали коленки. Однако процедура экзамена была совершенно противоположной тому, что мы ожидали: Анатолий Алексеевич был настроен весьма доброжелательно, шутил, принес коробку очень дорогих шоколадных конфет и сказал, что каждый, кто получит «отлично», заработает конфетку! И как я ни старался избежать награды, убеждая его, что «пятерка» для меня это и есть награда, он мне все-таки конфету вручил. Так я попал к Анатолию Алексеевичу в «любимчики», а такая система у него была – об этом мне потом многие говорили и в университете, куда я перешел учиться в 1959 году. Там меня увидел Анатолий Алексеевич и начал спрашивать, не нужна ли мне какая-то помощь, на что я ответил, что сам постараюсь справиться (надо было ликвидировать разницу в учебных планах). К сожалению, в университете мне не довелось слушать лекции Миролюбова, ТФКП нам читал доцент В.И. Беневоленский (практику вел М.А. Солдатов). При разделении физико-математического факультета на физический и механико-математический деканом последнего был назначен Анатолий Алексеевич. При любой случайной встрече он меня всегда спрашивал, как у меня дела. А поскольку я в университете тоже учился в основном на «отлично», то мне было приятно видеть, что он во мне не ошибся. Когда же я заканчивал университет, то на предварительном распределении он сказал мне, что имеется два места в аспирантуре Академии наук и одно место запланировал для меня. Я ответил, что не поеду в Москву, буду здесь работать, под научным руководством профессора Ю.И. Неймарка. На окончательном распределении меня оставили в ГГУ, на кафедре теории управления и динамики машин (ТУиДМ), а моей жене было (по настоянию Анатолия Алексеевича) предоставлено место на Горьковской железной дороге с обязательством предоставления жилплощади.

Известие о кончине А.А. Миролюбова я получил, когда был на работе в Конго, в Браззавильском университете, и очень сожалею, что не смог проводить его в последний путь.


КРУГЛОВА (Осипова) Светлана Серафимовна, ст. преподаватель кафедры ТФ.

С Анатолием Алексеевичем связаны 5 лет учебы и 21 год совместной работы. В 1959 году он стал первым деканом мехмата, и мне, как старосте группы, приходилось часто встречаться с ним. Он казался поначалу таким грозным, но быстро мы поняли, что это очень добрый человек, всегда готовый помочь. Читал он у нас ТФКП и в нашей группе вел практические занятия, о которых, заваленный множеством деканских дел, случалось, забывал. Проходит минут 20 после звонка, а его все нет. Мы, наговорившись, бежали напоминать ему о себе, и он с возгласом: «Ах, батюшки, забыл!» – бросив все, бежал к нам.

ТФКП мы обожали, с удовольствием решали задачи, особенно на конформные отображения. Анатолий Алексеевич научил нас любить науку, которую преподавал. С ним интересно было обсуждать решение какой-то задачи. Он не усмехался полупрезрительно, если вдруг оказывалось, что не знаешь чего-то или забыла какие-то элементарные понятия. А лишь грозно-шутливо кричал: «Как! Этого ты не знаешь?!» С ним хорошо было общаться. Чувствовалось, что все беспокоящее тебя ему небезразлично. Мы шли к нему и с радостью, и с горем, он мог их разделить и понять все, мог помочь или порадоваться с тобой. Вскоре после окончания университета мне (тогда ассистенту) поручили читать математический анализ на первом курсе физфака. Анатолий Алексеевич понимал, как сложно вчерашней студентке овладеть лекторским мастерством, наладить контакт со слушателями (некоторые из них были старше самого лектора). Первое же его посещение изменило ситуацию. После лекции он разговаривал с моими студентами. Потом мы с ним анализировали плюсы и минусы этой лекции. На следующем занятии аудиторию словно подменили, да и я сама стала чувствовать себя более уверенно. Многим из того, чего я достигла в своей преподавательской деятельности, я обязана чуткому руководству Анатолия Алексеевича. На кафедре были и не деловые встречи, разговоры, лыжные и ореховые воскресники, чаепития. Он не боялся, что внеделовые контакты будут как- то отрицательно влиять на отношение к работе, и они, действительно, сплачивали коллектив. Если и были недоразумения при общении с ним, то они как-то испарялись, улетучивались. У наших выпускников остались о нем только хорошие, теплые воспоминания, как о родном, близком человеке.


СЛУГИН Сергей Николаевич, профессор, декан факультета ВМК в 1966-1976 гг., зав. кафедрой ЧиФА в 1964-2005 гг.

Познакомился я с Анатолием Алексеевичем Миролюбовым в мае 1960 г., когда он, будучи первым деканом мехмата (незадолго до этого выделенного из состава физмата), пригласил меня, тогда доцента Казанского госуниверситета, работать в Горьковском госуниверситете с сентября того года. Я с благодарностью и с удовольствием согласился, так как в Казани у меня, семейного человека с двумя детьми, сложились тяжелые жилищные условия, а здесь тогдашним ректором В.И. Широковым с подачи Анатолия Алексеевича была обещана нормальная квартира.

Анатолий Алексеевич с первой же встречи произвел на меня очень хорошее впечатление. Доброжелательный человек (а это – первое, что я ценю в людях). И помню его волжский говорок с упором на «О».

Когда он спросил, на какой кафедре я хотел бы работать, я в свою очередь спросил, а на какой он работает? Узнав, что – на кафедре теории функций, попросился туда же.

Честно говоря, приглашать меня на мехмат ГГУ – был все-таки рискованный шаг с его стороны. Насколько мне известно, он знал меня в основном только по сведениям, имеющимся в сборнике «Математика в СССР за 40 лет». И к тому же в дальнейшем я несколько разочаровал патриота мехмата А.А.Миролюбова, поскольку перевелся на кафедру Ю.И.Неймарка и помогал ему в 1963 г. выделить факультет ВМК из мехмата: Горьковский университет продолжал бурно развиваться и расширяться.

Естественно, что идея создания нового факультета породила жаркие организационные споры. Однако, между нашими факультетами быстро установились нормальные товарищеские отношения. На обширном фронте теоретической и прикладной математики всем досталось много работы и педагогической и научной. У всех нашлись свои творческие ниши в науке.

В частности, быстро наладились отношения и между нами с Анатолием Алексеевичем. Я всегда относился с большим уважением к своему старшему товарищу. И всегда помнил, кто был инициатором того, что я стал горьковчанином-нижегородцем после своего жизненного вояжа по городам Советского Союза.

И это далеко не единичный случай, когда этот человек принимал горячее участие в судьбе сотрудников университета, как бывших иногородних, так и «аборигенов», помогая в их обустройстве.

По-моему, Анатолия Алексеевича можно было смело назвать идеальным деканом. Не в обиду никому будь сказано, я таких деканов нигде не встречал ни до, ни после. Он опекал младших коллег, а студенты, вообще, были ему вместо собственных детей. Обладая прекрасной памятью, Анатолий Алексеевич знал каждого студента и не только в лицо. Если кто-либо из студентов начинал «лоботрясничать», пропускать учебные занятия и т.п., он сообщал их родителям, и те помогали направлять своих «чад» на «путь истинный».

Обладая такими качествами, Анатолий Алексеевич был и отличным преподавателем, доходчиво и последовательно доводил материал до слушателей, не снижая научной планки.

Этот скромный человек, не требовательный в быту, продолжал в то время проживать в мало подходящих для этого условиях в доме на Малой Ямской улице,- там, где он «снимал угол» в бытность студентом. И только в начале шестидесятых годов он получил, наконец, двухкомнатную квартиру – «хрущевку». В своем быту Анатолий Алексеевич был весьма неравнодушен к экологической обстановке. Даже отключил газ в своей квартире. Пользовался только натуральными продуктами, в том числе свежими молочными, привезёнными в город сельскими жителями.

Участник Великой Отечественной войны, он не обладал, к сожалению, «железным» здоровьем – оно ещё с войны было сильно подорвано, – и уже мало что могло помочь ему продлить такую творческую жизнь… Став профессором, А.А. Миролюбов так и остался скромным и отзывчивым, сочувствующим, гостеприимным человеком.

«Чайный стол» на этой кафедре был постоянно готов для всех. Всегда можно было поделиться с ним своими заботами. На факультете ВМК и вообще в ГГУ все, знавшие Анатолия Алексеевича, всегда вспоминают его добрыми словом.


Приведём ещё несколько воспоминаний:

– В студенческие годы я слушал спецкурс АнТДУ Анатолия Алексеевича. На лекции он приходил всегда бодрым, энергичным и читал их прекрасно. Мне, по окончании мехмата, некоторое время пришлось быть у него заместителем декана. Именно тогда он передал «жезл» декана Я.К. Любимцеву. Хочется отметить его душевную теплоту и в то же время требовательность. Он, как декан, знал всех студентов. Знакомиться с ними начинал сразу же, как только их личные дела поступали в деканат. Он внимательно изучал их и делал себе в тетрадь многочисленные пометки, «узелки на память». Меня всегда восхищали его личная скромность во всём и отсутствие всякого тщеславия. Как руководитель, иногда применял и «диктаторские» методы. Принудил студента Г. зарегистрировать брак со студенткой С., которую тот соблазнил, и позже на банкете подсмеивался над ним: «А помнишь, как я тебя женил?» (М.В. Долов).


– Анатолий Алексеевич был нашим учителем. Прекрасный человек с подкупающей улыбкой и лукавыми глазами. Он всецело посвятил себя педагогической деятельности и науке. Учил нас думать, творить и не боятся ошибок, идя по пути поисков. Всегда беспокоился о нас.

С отцовской заботой интересовался нашими делами, радовался нашим успехам. Стремился воспитать в каждом порядочного, честного человека. Был чутким товарищем. С ним можно было поделиться самым сокровенным, выложить всю душу, зная, что он поймет, подскажет, как поступить, как быть дальше. Уже, будучи больным, Анатолий Алексеевич никогда и нигде не жаловался на состояние своего здоровья. (В.Т. Шишина (Аникина)).


– Анатолий Алексеевич был спортивным человеком. В молодости играл в футбол. Лыжи любил всегда. Как-то я предложил ему бросить его «дрова» и купить новые лыжи. На новых он шёл так ходко, что я едва поспевал за ним, хотя сам занимаюсь спортом, регулярно совершаю пробежки, участвую в соревнованиях по марафонским забегам. Когда я был ассистентом и надо было ехать с ним в командировку, он купил билеты себе и мне, а деньги взять категорически отказался: «Вернёшь, когда будет большая зарплата». (В.Н. Филиппов).


– Анатолий Алексеевич был заботливым, доброжелательным, и в то же время требовательным руководителем, добивался планомерной работы коллектива факультета. Приведу такой факт. Я на экзамене (около 1962 г.) по Математическому анализу по просьбе студента, намеревавшегося перейти учиться в Политехнический институт, хотел поставить ему оценку удовлетворительно, хотя отвечал он плохо. Об этом я сказал А.А. Миролюбову. Он выразил недовольство этим и настоял, чтобы я поставил студенту ту оценку, которую он заслуживает. Хотя вообще-то существовала практика плохо успевающему студенту, который переводился учиться в другое место, дотянуть до оценки «уд.». И это часто себя оправдывало: там они становились чуть ли не отличниками. (Е.А. Сидоров).


– Вадик Лёвин со своим другом во время лекции А.А. Миролюбова, сидя где-то сзади, сильно расшумелся. На грозный окрик: «В чём дело?» – он встал, не зная как оправдаться. Отыскал глазами на доске записи: zn → zо и n > N и сказал: «А мне смешно, что маленький Эн будет больше Эн большого, и что последовательности тоже могут сходиться». Не знаю, это или нет стало причиной следующей картины, которую мы наблюдали во время экзамена. Вадик готовился, сидя на первой парте. К нему подсел Анатолий Алексеевич, просмотрел его записи, что-то поспрашивал – Вадик отвечал неуверенно. После того этого Анатолий Алексеевич задаёт вопрос: «В преферанс играешь?» – «Да». – «Композитора на букву А знаешь?» – «Нет». – «Так-так, в карты играешь, ТФКП не знаешь, культурной жизнью не интересуешься. Тогда иди – двойка». (Жена Вадика Лёвина Т.М. позже работала ассистентом на кафедре ТФ). Однако, Анатолий Алексеевич очень оживлялся, относился с интересом, когда его о чём-то спрашивали по предмету. Я, будучи студентом, рассказал ему о преобразовании одного функционального уравнения – обнаруживалась связь с разностными уравнениями. Анатолий Алексеевич заинтересовался и долго обсуждал со мной эту проблему. С нашего курса многие по окончании были оставлены работать на мехмате. Нам очень нравилось, как Анатолий Алексеевич рассказывал о прикладных задачах (А.В. Абросимов).


– А.А. Миролюбов принимал переэкзаменовку у студента К. Но потребовалось срочно куда-то уйти. Тогда он запер К. в комнате, а сам ушел. Покончив с делами, ушел домой, забыв о студенте. Ночью вдруг вспомнил о нем. Прибежал на факультет-комната заперта, а студента нет. Утром пришел на лекцию взволнованный. Успокоился лишь когда увидел К., сидящего за партой. (Рассказал М.И. Сумин с подачи Г. А. Уткина).


– Раньше при слове «Профессор» мы представляли себе сурового, неулыбчивого человека. Но совсем не такой наш Анатолий Алексеевич. Это весёлый, добрый и очень отзывчивый человек, к нему всегда можно прийти за советом и помощью. Он и требовательный педагог, нетерпим к прогульщикам и лентяям. Все пять лет учёбы кафедра ТФ была нам вторым домом. Преподаватели кафедры были для нас старшими товарищами, которые передавали нам не только знания, но и учили нас доброте, понимать жизнь. Многие отмечают, что студентов кафедры ТФ отличает высокий уровень коммуникабельности. В этом немалая заслуга наших преподавателей: А.А. Миролюбова, М.А. Солдатова, Т.М. Лёвиной, С.С. Кругловой, М.В. Долова и других, и нашей дорогой ст. лаборанта Валентины Никандровны Доманской. Ежегодно на кафедре ТФ проводились заранее планируемые встречи с выпускниками. Сотрудники кафедры порадуются за нас, о многом переговорим «за чаем». (Студентки Л. Горбатова, Н. Насонова, С. Скупова. К 25-летию мехмата).


– Мы, студенты 3 курса, оказались последними, кого учил А.А. Миролюбов. Мы видели всегда весёлого, доброго, энергичного человека, к которому бежали по любому поводу: с радостью, зная, что она только умножится; с огорчением, чувствуя что оно исчезнет, растворится от его добрых слов, участия. Не случайно мы называли Анатолия Алексеевича отцом родным. Это был прекрасный педагог и замечательный человек (Ира Данилова, студентка группы 633. Выступление на гражданской панихиде 02.03.1985 г.).


VI

Анатолий Алексеевич Миролюбов

А.А. Миролюбов написал 44 научные работы, из них 40 – печатных. Круг изучавшихся им проблем во многом тесно связан с соответствующими исследованиями чл.-корр. АН СССР профессора А.Ф. Леонтьева, под руководством которого и сложились научные интересы Анатолия Алексеевича. Его труды посвящены изучению в комплексной области различных классов линейных как однородных, так и неоднородных функциональных уравнений с многочисленными (особенно с линейными) коэффициентами. Это: уравнения разностные, дифференциально-разностные, интегро-дифференциальные, бесконечного порядка с обобщёнными производными Гельфонда – Леонтьева (А.Ф. Леонтьев особо отмечал, что Анатолий Алексеевич обнаружил, что это будут обычные производные в случае многочленов Бернулли, кроме известного случая: экспоненты), «составные уравнения типа свёртки», а также системы таких уравнений. Всё это – важные подклассы интенсивно разрабатываемых в настоящее время псевдодифференциальных уравнений. В качестве средства отыскания и исследования решений используется, в частности, интеграл Лапласа (при произвольном взгляде на пути интегрирования). В связи с функциональными уравнениями, А.А. Миролюбов ввёл и изучил понятие обобщённых асимптотических периодов целой функции, один из первых построил примеры биортогональных систем по решениям уравнений. Существенные результаты получил по вопросам полноты систем функций, образованных из решений функциональных уравнений. Его изящный критерий, устанавливающий область полноты системы функций, объединённой из двух разных полных систем (существенно усиливающий соответствующий результат Р.П. Боаса) послужил основанием для дальнейших исследований отечественных математиков.

Научные труды А.А. Миролюбова опубликованы в изданиях: Доклады АН СССР, Математический сборник, Сибирский матем. журнал, Математические заметки, Дифференциальные уравнения (г. Минск), Известия ВУЗов: Математика (г. Казань), Дифференциальные и интегральные уравнения (межвуз. сборник, ГГУ), Литовский матем. сборник, Учёные записки ГГУ, и других.


Достаточно подробную характеристику основных научных результатов и перечень научных трудов А.А. Миролюбова можно найти в следующих источниках:

1) Некролог «Анатолий Алексеевич Миролюбов». – Успехи матем. наук, 1986, т.41, вып.4(250), с. 141-142.

2) «А.А. Миролюбов – научно-педагогическая деятельность». – Деп. в ВИНИТИ 27.05.1986 г., №3790. – В 86; 13 стр. (М.В. Долов, М.А. Солдатов; А.Ф. Леонтьев, В.В. Напалков).

3) «Анатолий Алексеевич Миролюбов и его работы по функциональным уравнениям». – В сб.: «Исследования по теории функций», ГГУ, Деп. в ВИНИТИ 18.11.1987 г., №8122. – В 87; с.106-131. (М.В. Долов, М.А. Солдатов).

4) «Вспоминая об Анатолии Алексеевиче Миролюбове». – Нижегородский университет в воспоминаниях (1950-1990-е годы). Н.Новгород, изд-во ННГУ, 2005 г., с. 67-74. (М.А. Солдатов).

5) «К 80-летию со дня рождения А.А. Миролюбова (1922-1985)». – Вестник Нижегор. университета, Серия Математика, вып. 1, 2003 г., стр. 165-166.

Основой настоящих заметок послужили перечисленные публикации, а также дневниковые записи, анкетные данные, статьи из университетских многотиражек и предоставленные устные свидетельства людей, близко знавших А.А. Миролюбова. Особая благодарность профессорам М.В. Долову и М.И. Сумину за ценные советы и рекомендации.

Все новости