Проект – Экспериментальная археология для школьников «Школа Первобытного гончара».
Направление проекта – Образовательно-просветительская деятельность.
Проект поддержан грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
Сроки проведения: декабрь 2019 г. – июль 2020 г.
Участники: Музей ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Содержание проекта.
Проект первая в Нижегородской области просветительско-образовательная программа сочетающая данные археологии, этнографии, истории, краеведения, и естественных наук. Он представляет систему постоянных, взаимодополняющих друг друга занятий состоящих из трех частей: лекционной, практической (мастер-классы) и экспериментальной (обжиг керамики). Комплексный подход позволяет показать широкий круг проблем древней истории, решаемых на основе изучения древней керамики. Непосредственное выполнение технологических операций по созданию сосуда, дает возможность познать явление в процессе практики. Такой подход способствует сопричастности аудитории к древней истории и погружению в познавательный процесс. Изучение артефактов, реконструкция технологий древнего гончарства с использованием методов экспериментальной археологии, не является самоцелью. Главное научиться «читать керамическую летопись», узнать больше о людях ее создавших. Особенностью программы является не столько накопление археологических данных, сколько получение навыков самостоятельного исследования и анализа.
Цель проекта: формирование исторического сознания, популяризация современных научных знаний, мотивация детей среднего и старшего школьного возраста к более глубокому изучению истории.
Целевая аудитория: программа рассчитана на несколько возрастных групп от младших школьников до студентов профильных специальностей вузов. Широкий диапазон объясняется гибкостью (многовариантностью) программы, ее широкими возможностями адаптации в соответствии с особенностями аудитории. Проект отражает перспективное и востребованное направление в работе с детьми, в основе которого лежат адаптированные методы экспериментальной археологии, позволяющие в полной мере реализовать принцип интерактивности. Актуальность программы в том, что такой подход дает уникальную возможность развивать историческое мышление, интеллектуальный и творческий потенциал детей, задействуя все каналы восприятия (логико-аналитический, психомоторный, чувственный).
Значимость полученных результатов и их соответствие целям проекта.
В ходе ряда занятий было проведено тестирование учащихся, которое показало в той или иной мере возросший интерес к урокам истории.
Информационный буклет участника занятий «Школа Первобытного Гончара» экспериментальная археология для школьников. (Ссылка на PDF версию буклета 22 Мб. )