Выставка подготовлена совместно с Дальнеконстантиновским районным краеведческим музеем. Посмотрев выставку, вы узнаете об уникальной этнической группе мордвы — терюханах, проживавшей на территории современных Дальнеконстантиновского, частично Кстовского и Богородского районов Нижегородской области. Сегодня потомков терюхан осталось совсем немного, да и те практически ассимилировались. Их историю и культуру приходится собирать буквально по крупицам — в археологических и этнографических экспедициях. Эту работу проводит Дальнеконстантиновский музей при участии профессиональных археологов Университета, а также наших студентов.
Автор статьи: Надежда Уткина – сотрудник музея ННГУ.
Выставка подготовлена совместно с Дальнеконстантиновским районным краеведческим музеем и рассказывает об уникальной этнической группе мордвы – терюханах, проживавших в эпоху Средневековья в Терюшевской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии (сегодня это территория Дальнеконстантиновского, частично Кстовского и Богородского районов).
Выставка “Мордва-терюхане: свидетельства прошлого”
Впервые внимание исследователей на терюхан, особенности их языка и материальной культуры, обратил этнограф и писатель П.И. Мельников (Андрей Печёрский) в цикле статей «Очерки мордвы». Тогда он заметил, что, при почти полной утрате языка и совершенном слиянии с русскими в области хозяйственного быта, терюхане сохраняли своеобразный национальный костюм, обрядовую культуру и самосознание. Однако целенаправленного и детального изучения терюхан предпринято не было. Под влиянием естественных процессов они ассимилировались, постепенно забывая родной язык, обычаи, традиционные занятия.
Сегодня история терюхан воссоздается усилиями археологов, этнографов, музейных сотрудников. В экспедициях участвуют и студенты нашего Университета. В разные годы было выявлено несколько археологических объектов, связанных с терюханами – селища, могильники. Об одном из них – Старосельском могильнике, мы подробно рассказывали в статьях о проекте «Дневник археолога» (см. официальный сайт: http://archeodiary.ru/), который был посвящен экспедиционному изучению этого памятника. В 2015 г. сотрудниками Дальнеконстантиновского краеведческого музея была проведена комплексная экспедиция в населенных пунктах бывшей Терюшевской волости (с. Большое Терюшево, с. Маргуша, с. Татарское, д. Макраща и д. Малое Сескино). Выяснилось, что память о мордовских корнях у современных жителей сохранилась лишь отчасти. В разговорной речи старшее поколение употребляет отдельные эрзянские слова, однако объясняет их как особенность местного диалекта. По отношению к национальной одежде до сих пор бытуют выражения: «одеться мордовкой», «ходить мордовкой» или «рядиться мордовкой». По свидетельствам местных жителей, в некоторых семьях до недавнего времени хранились фрагменты традиционного наряда, чаще всего это шушпан (женская верхняя одежда из домотканого холста), кушак (пояс) и лапти. Традиционную одежду (в основном, женскую) в деревнях надевали вплоть до 1970-х годов.
В эпоху Средневековья у терюхан были развиты различные виды хозяйственной деятельности: земледелие, животноводство, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких лесных пчел), металлургия и металлообработка, прядение и ткачество, обработка дерева, кости, кожи и др. Неспокойная обстановка на границах мордовских земель, выделение фигуры князя, способствовали военизации мужского населения, развитию элементов защитного снаряжения, вооружения, конской упряжи.
Мордовские мастера занимались изготовлением керамической посуды для приготовления пищи и хранения запасов (до XIII в. – без гончарного круга). Кроме посуды из глины делали литейные формы, детские игрушки, пряслица, рыболовные грузила. Глину использовали для обмазки стен жилищ, сооружения плавильных печей.
Терюханам была известна и обработка цветных металлов (медь, серебро и их сплавы). Из них изготавливали украшения. Первые ювелирные украшения у мордвы – височные подвески, серьги, гривны, застежки-сюльгамы, браслеты, бляхи с подвижной крышечкой – относятся к I тыс. н.э. В системе женских и мужских костюмов они играли роль своеобразных знаков, определявших социальный статус их владельца и, как амулеты, несли магический смысл. Мордва особое значение придавала шумящим подвескам. В качестве украшения использовалась также вышивка оловянным бисером. Тогда художественной обработкой металла занимались женщины. Позже ювелирное дело стало привилегией мужчин и выделилось в самостоятельное ремесло.
Интереснейшим элементом национальной одежды терюхан был женский головной убор – венец, представлявший собой кольцо из раковин каури, плетеных в четыре ряда. Наряду с венцом, девушки и женщины носили длинные височные подвески с пушками и нашитыми металлическими жетонами, толстую кисть с правой стороны лица и шерстяную бахрому с подвесками из сплетенных попарно каури и жетонов. Венец из раковин каури – отличительный знак терюханского костюма и терюханской культуры в целом, он отличает ее и от соседней русской, и от мордовской (например, эрзянской).
Археологические находки, характеризующие быт, занятия, внешний облик терюхан, представлены на выставке. Это орудия труда, предметы вооружения и конского снаряжения, инструменты для бортничества и ювелирного дела, украшения, утварь. Также представлены и элементы традиционной одежды – вышитые обшлага и шушпан.
Мордва – Терюхане: свидетельства прошлого. (Материалы экспедиций в Дальнеконстантиновский район Нижегородской области) 2017 г. Ссылка на PDF файл.
Мордва – Терюхане: свидетельства прошлого