Ректор с 10 марта 1961г. по 16 апреля 1969г.
Доктор химических наук, профессор, крупнейший ученый в области полярографии, создатель Горьковской радиохимической научной школы. Опубликовал более 300 научных трудов. Награждён орденом Ленина, медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовую доблесть».
Илья Алексеевич Коршунов родился 11 марта 1911г. в Нижнем Новгороде в семье учителей. Его отец Алексей Михайлович – сын деревенского кузнеца, впоследствии – учитель, партийный работник, кандидат экономических наук, декан педагогического факультета Нижегородского университета, доцент Педагогического института, преподаватель политэкономии. Мать Ильи Алексеевича, Софья Фёдоровна, была дочерью протоиерея Арзамасского Воскресенского собора Фёдора Ивановича Владимирского – организатора снабжения Арзамаса питьевой водой. Ф.И. Владимирского знал и высоко ценил А.М. Горький, его сын Михаил был соратником В.И. Ленина, а в 1930–1934 гг. – наркомом здравоохранения РСФСР.
В детстве Илья Алексеевич с родителями жил в Сергаче, где его отец был директором школы. Затем они переехали в Нижний Новгород и поселились в Кремле, в бывшем губернаторском доме, в большой комнате, в которой когда-то была канцелярия губернатора, а позднее – жилые квартиры. Затем Коршуновы перебрались в дом на ул. Большой Печёрской. Илья стал посещать школу (до 11 лет он учился дома), его приняли сразу в третий класс.
Из воспоминаний И.А. Коршунова: «…вот окончена школа, и я перехожу в школу 2-й ступени. Это – школа 1-го мая около Дворца Пионеров. Она близко от дома, и там много знакомых ребят. Здесь за толстыми стенами большие светлые комнаты – классы. Есть спортзал, где мы проводили перемены, бегали, носились до изнеможения. Не помню, чтоб у меня были какие-либо затруднения с учёбой, из четверти в четверть, из класса в класс я приближался к 9-му, выпускному классу. У нас был дружный коллектив, не было распрей и раздоров. Моими ближайшими друзьями были – Антонец, Вяхирев, Мелентьев, Горчаков, Ёлкин и другие. Нас влекла Волга, вода, песок, солнце. У Антонца была лодка, двухвёсельная, тяжёлая и неповоротливая «великовражка». Она позволяла нам не только переправляться на «ту сторону», но и путешествовать вниз и вверх по реке, используя парус. Хлеб, картошка, иногда каша, сваренная заранее, и, конечно, арбуз. Мы изображали из себя пиратов, терпящих бедствие, беглецов и т.п. В те годы подростки были какими-то иными. У нас в классе никто не курил даже тайно, тем более явно. Нам чуждо было бессмысленное баловство и хулиганство, хотя среди нас были дети совершенно разных родителей по своему социальному положению. Ёлкин – сын врача, Антонец – сын рабочего, Вяхирев – предпринимателя-капиталиста, бывшего, конечно. Горчаков – из семьи инженера. Наше воспитание формировалось в школе, и было примерно одинаково. Мы часто собирались у Вяхирева, в его комнате, в доме, который когда-то был на месте входа в Водный институт. В доме Вяхирева была большая библиотека из книг Дюма, Жюль Верна, Майн Рида и других. Сидя за столом, освещённым тускло горевшей лампой, мы читали по очереди и уходили в мир приключений и мечтаний».
Мать Ильи Алексеевича рано умерла. Мальчик, как и его отец, тяжело переживал утрату любимого человека: «Потом, уже после смерти отца я узнал, как нежно и горячо они любили друг друга, я прочитал письма, которые писала мама, когда они были разлучены, письмо отца, написанное как живому человеку, Сонечке, которая уже умерла. И я понял, что, занимаясь со мной, утешая меня, он старался справиться со своим страшным горем».
В 1928г. Илья Алексеевич поступил в Нижегородский государственный университет на химический факультет, который вскоре был преобразован в Химико-технологический институт. В 1932г. он окончил его, стал химиком-технологом, начал работать на производстве в Дзержинске.
Из воспоминаний И.А. Коршунова: «По мере учебы в институте было заметно падение уровня обучения. Старая профессура уходила, часть её попала за решетку, как враги народа. Зато появилось много новых из рабочей среды, так называемых «выдвиженцев»… У них не было «школы», но, имея природные дарования, они успешно продвигались в науке, защищали диссертации… Совсем иная атмосфера была на производстве, где я был на практике, на Чернореченском химическом заводе (ЧХЗ). Здесь шёл монтаж совершенно новых установок, отсутствовавших в России, по выпуску многокомпонентных продуктов, производство которых велось раньше несовершенными способами. В основе производственных процессов были теории, которые мы в вузе не изучали. Возглавлял все эти работы главный инженер ЧХЗ Лейбензон, эрудированный и талантливый специалист. Он читал нам лекции по теории физико-химических процессов применительно к конкретным примерам, рассказывал о принципах конструирования необходимой аппаратуры, что полностью отсутствовало в лекциях, которые читались нам в институте. И вот так я как-то незаметно из студента превратился в инженера ЧХЗ с местом жительства – Дом приезжих. На заводе всё было грандиозно, замысловато – высокие давления 750-800 атмосфер, низкие температуры, жидкий воздух и азот. За время практики и работы на заводе я довольно досконально изучил многие химические производства, как на практике, так и в теории. Список этих производств выглядел бы очень большим. Здесь мне пришлось пройти разнообразную гамму должностей и познакомиться с методами работы и взглядами многих людей».
Первая работа И.А. Коршунова, которую он провёл вместе с двумя выпускниками Химико-технологического института, была посвящена изучению возможности получения цианида натрия из соды, угля и азота. За неё он получил премию в виде комплекта спецодежды – куртка, брюки и ботинки. Затем молодой специалист попал в Центральную заводскую лабораторию, где стал заниматься исследованиями под руководством немецкого специалиста Дорниша по получению сульфата аммония из отходов фосфорной кислоты и аммиака. Здесь ему пришлось убедиться, что процессы, которые хорошо идут в лаборатории, совсем по-другому протекают в больших масштабах. Затем он работал в лаборатории электрохимии, руководимой московским профессором Рывлиным. Помощником у него была девушка-лаборантка Зоя Темникова, ставшая впоследствии его женой.
В 1933г. И.А. Коршунова призвали в армию. Он попал в ярославскую школу курсантов, готовящих командиров подразделений химвойск для Красной Армии.
После возвращения из армии И.А. Коршунов поступил в аспирантуру ГГУ к известному физико-химику, впоследствии члену-корреспонденту АН СССР А.Ф. Капустинскому и в 1938г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теплоты образования сульфидов цинка и кадмия из элементов», стал доцентом университета, преподавал физическую, неорганическую и коллоидную химию.
Когда началась Великая Отечественная война, И.А. Коршунова в армию не призвали, так как вышло постановление правительства не призывать в армию лиц с учёными степенями. Во время войны Коршунов выполнял работы по оборонной тематике. Вместе с М.Т. Греховой он принимал участие в разработке флюса для сварки деталей самолёта. На основе этих результатов ГИФТИ был организован выпуск больших партий этого необходимого для самолётов продукта.
О военных годах Илья Алексеевич вспоминал: «Первое время с начала войны мы жили очень плохо, запасов не было, продуктов купить было негде. Меняли вещи, я делал зажигалки, расчёски, в ход пошли даже запасы бумаги, тетради и т. п. Занялся фотографией. Ходил по деревням, иногда вместе с Зоей, за натуральную плату – картошку, лук и прочее – снимал деревенских жителей». Любовь к фотографированию Илья Алексеевич пронёс через всю жизнь.
В 1944–1946 гг. И.А. Коршунов работал по совместительству заместителем директора по научной работе в Институте химии при ГГУ, возглавлял лабораторию полярографии, где ему удалось собрать прекрасный коллектив – Л.Н. Вертюлина (Сазанова), М.И. Гербер, А.С. Кириллова, З.Б. Кузнецова (Маркина), Н.И. Малюгина (Пучёнкина), М.К. Щенникова, и др.
«У меня сложилась довольно большая и успешно работающая лаборатория по полярографии. Работы, выполненные в этой лаборатории, докладывались на научных конференциях и использовались в промышленности. Для решения практических задач в лаборатории был разработан специальный прибор – визуальный полярограф, выпуск которого был освоен мастерскими института химии при университете… Особенно успешно шло дело в области полярографии органических соединений, как с целью решения аналитических проблем, так и общетеоретических вопросов механизма восстановления и строения органических молекул».
И.А. Коршунов одним из первых начал изучать механизмы электрохимических реакций органических веществ на применяемых в полярографии электродах. На основе исследований, проведённых в лаборатории, он защитил в 1948г. в Институте общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова АН СССР докторскую диссертацию «О некоторых приложениях полярографического метода в химии».
В 1948г. Илья Алексеевич становится профессором и с 1949г. заведует новой кафедрой – кафедрой радиохимии. Ещё в 1946г. постановлением правительства И.А. Коршунову, после посещения химфака Горьковского университета академиком А.П. Александровым, была поручена организация и руководство специальным отделением при химическом факультете университета по подготовке кадров для атомной промышленности. Кафедра радиохимии Горьковского университета, руководимая И.А. Коршуновым, была одной из первых в стране, готовивших специалистов для атомной промышленности; такие кафедры были также в Московском, Ленинградском и Новосибирском университетах. В ГГУ в связи с этим было организовано изучение ряда новых дисциплин. Факультет оснастили новейшей аппаратурой, оборудованием и материалами.
Наряду с учебным процессом была развернута научно-исследовательская работа по радиохимии. В становлении учебной и научной работы по необычному направлению химии (не только в нашей стране, но и за рубежом) И.А. Коршунову активно помогали Р.В. Аменицкая, Н.Ф. Новоторов, А.А. Орлова, В.М. Глазов.
На этой кафедре Илья Алексеевич проработал свыше 40 лет. За эти годы он создал коллектив, ставший основой Горьковской научной радиохимической школы, труды которой известны и в нашей стране, и в других странах мира. Это: исследования в области регистрации радиоактивных излучений, комплексообразования радиоэлементов, ионообменной хроматографии, сокристаллизации, химии и кристаллохимии соединений актиноидов, переработки и отверждения радиоактивных отходов.
В 1957–1961 гг. И.А. Коршунов был проректором Горьковского университета по научной работе, а в 1961–1969 гг. – ректором университета.
«Мне пришлось принять на себя руководство всей деятельностью университета, – писал Илья Алексеевич, – научной, учебной, хозяйственной, организационной, политической – так как ректор отвечал за всю работу… Один человек не может охватить все виды деятельности этого большого учреждения, поэтому я считал главным найти ответственных за отдельные участки работы. А затем вплотную заниматься порученным делом, наукой, учебным процессом, хозяйственными и другими проблемами, обеспечивая порядок в университете и его развитие».
Горьковский университет с момента своей организации прошёл сложный путь становления и развития, и превратился в крупное известное учебно-научное заведение – центр развития многих новейших направлений в науке и подготовки высококвалифицированных кадров. По инициативе И.А. Коршунова произошло разделение физико-математического факультета на физический и механико-математический. Появились новые кафедры и специальности.
В период его ректорства И.А. Коршунова
Построено:
Созданы:
В 1968 г. в составе Горьковского университета было 8 факультетов:
На 66 кафедрах университета в это время работало 683 преподавателя, в том числе 19 докторов и 181 кандидатов наук.
Научно-исследовательская работа велась в ГИФТИ, НИИ Химии, НИРФИ, НИИ ПМК, где трудились 945 научных сотрудников, в том числе 5 докторов и 108 кандидатов наук.
В университете обучалось почти 10 тысяч студентов, в том числе 5,6 тысячи человек на дневном отделении. А весь коллектив студентов, научных сотрудников, преподавателей, рабочих и служащих университета насчитывал более 12 тысяч человек.
Значительно вырос и научный потенциал университета, заметно повысился уровень научно-исследовательской работы, университет стал известным и влиятельным научно-учебным заведением нашей страны. В 1968г. Горьковский государственный университет был награжден Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
За успехи в развитии научных исследований и обеспечение подготовки кадров за период с 1961–1968 гг. были награждены орденом Ленина: М.Т. Грехова, И.А. Коршунов, А.Н. Мельниченко, А.В. Миртов, С.И. Прохоров, Г.А. Разуваев, П.Н. Соколов; орденом Трудового Красного Знамени – Г.Г. Девятых, А.Н. Марков, Я.Н. Николаев, В.П. Фаддеев, М.Я. Широбоков, В.А. Шушунов; орденом «Знак Почёта» – Е.А. Андронова-Леонтович, А.Н. Бархатов, Н.А. Железцов, В.И. Широков и др., большая группа работников была награждена медалями.
Скончался И.А. Коршунов 10 ноября 1997 г.
Статья “Коршунов Илья Алексеевич” в специальном выпуске журнала «Нижегородский музей» 2016 г.
Статьи в журнале «Нижегородский музей» №11 — 2011 г.
Ректор, ученый. А.И. Калинин
Воспоминания. А.М. Коршунов
Автобиография. И.А. Коршунов