Конец 20-х – начало 30-х годов XX века были годами грандиозного преобразования промышленности и сельского хозяйства страны. Индустриализация в советской России проводилась быстрыми темпами. В Нижнем Новгороде только за годы первой пятилетки вступили в строй 16 новых крупных заводов. Не менее быстро шел начавшийся по решению XV съезда ВКП (б) (1927) процесс объединения одиночных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства – колхозы. Как для новых промышленных предприятий, так и для колхозов необходимо было большое количество специалистов. Изменились требования к высшим учебным заведениям страны, в том числе и к Нижегородскому университету, единственному высшему учебному заведению Нижнего Новгорода.
В 1929 году в состав Нижегородского края были включены Чувашская, Удмуртская и Марийская национальные автономии, которые испытывали острую нужду, в первую очередь, в национальных кадрах. Помочь этим национальным районам края в решении этой задачи должен был Нижегородский университет.
К концу 1920-х годов НГУ перестраивает свою работу для того, чтобы выпускать как можно больше технических специалистов, но удовлетворить в полном объеме промышленные предприятия города техническими кадрами было очень сложно. Наркомпрос совместно с местными органами власти в начале 1930-х годов приступил к совершенствованию системы высшего образования. Был взят курс на создание специализированных вузов, в первую очередь технических.
Специально созданная межведомственная комиссия в апреле 1930 года рекомендовала на базе уже имевшихся факультетов НГУ организацию новых высших учебных заведений соответствующего профиля. По проекту, предложенному комиссией:
Ввиду того, что кожевенная промышленность не находилась в ведении Всехимпрома, имевшуюся на химфаке НГУ кожевенную специальность и соответствующую лабораторию со специальным оборудованием решено было передать в организуемый Московский кожевенный институт, педагогический институт организуется на базе педфака НГУ, институт оставался в ведении Наркомпроса, сельскохозяйственный институт организуется на базе агрофака НГУ, строительный институт организуется на базе 1-го курса стройфака НГУ, медицинский институт – на базе 1-го курса медфака НГУ (132 студента).
Проект реорганизации Нижегородского государственного университета утвердила комиссия Совнаркома, и уже к 1 мая 1930 года реорганизация должна была состояться. Таким образом, дав в 1930 году жизнь шести новым вузам, Нижегородский государственный университет перестал существовать. В начале 30-х годов органы Наркомпроса вплотную занялись вопросами совершенствования системы высшего образования. Предстояло уточнить и роль университетов в подготовке кадров для социалистического строительства. Их целевое назначение было определено постановлением ЦК ВКП (б) и советского правительства от 13 июля 1931 года, где выдвигалось требование привести структуру университетов в соответствие с общей линией развития высшей школы и задачами обеспечения кадрами народного хозяйства и культуры страны. Университеты были призваны не только возглавлять систему высших учебных заведений страны, но и готовить научно-педагогические кадры для вузов, научно-исследовательских институтов, лабораторий и школ. На этой основе предстояло организовать и работу Нижегородского университета.
На основании Постановления СНК СССР Нижегородский государственный университет начал снова функционировать в ноябре Наркомпрос утвердил структуру университета на 1931/32 учебный год в составе следующих отделений: физического, механического, зоологического.
Директором вновь восстановленного Нижегородского (Горьковского) университета был назначен Лев Александрович Маньковский. С 1 сентября 1931 года Л.А. Маньковский работал директором Нижегородского государственного университета и занимал эту должность до февраля 1938 года. Во время его руководства университетом планировалось строительство новых зданий шести факультетов. Но в 1938 году Л.А. Маньковский был арестован и снят с работы как “не обеспечивший руководство университетом”. Приговорен к 8 годам ИТЛ. Заключение отбывал в г. Котласе Архангельской области. Освобожден по болезни в апреле 1944 года. В ноябре 1955 года уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления.
В 1934 году университет приступил при содействии Горьковского краевого книжного издательства к изданию своего печатного органа “Ученые записки”.
С января 1934 года подготовка научных и научно-педагогических работников стала осуществляться через аспирантуру. В 1936 году был отменен бригадно-лабораторный метод обучения. Основными формами учебного процесса стали лекции, практические занятия и производственная практика. Для всех поступавших были установлены вступительные экзамены. В 1938 году ГГУ впервые провел набор первокурсников по конкурсу.
PDF версия статьи в журнале «НМ» 2016 —NM2016-P144-149