Спешим представить вам совместный проект нашего музея и Фундаментальной библиотеки ННГУ.
Коллекция рукописных книг и книг кирилловской печати сформирована из книг, собранных студентами историко-филологического факультета ННГУ в археографических экспедициях по Нижегородской области в 70-е – 90-е годы ХХ века.
В экспозиции представлены наиболее интересные издания коллекции, относящиеся к раннему периоду славянского книгопечатания и изданные на территории России.
Основную часть выставки составляют старопечатные издания кириллического шрифта. Это книги церковного обихода: Евангелия, Апостолы, Псалтири, Служебники, Минеи и т.п., напечатанные в XVI – в начале XVII века. Самая ранняя книга – «Евангелие», издана в Москве около 1555 г. в Анонимной типографии. Особый интерес представляет «Минея общая», напечатанная в Москве в 1609 году печатником Никитой Фофановым, благодаря которому в 1613 году в Нижнем Новгороде открылась первая типография.
Особый раздел экспозиции посвящен иллюминированным рукописям. Книги иллюстрированы гравюрами, украшены орнаментом, в некоторых случаях орнамент расцвечен от руки красками и золотом. Для создания книг использовались краски из натуральных пигментов, в результате получались удивительные по насыщенности и глубине красные, синие, зелёные, жёлтые и прочие цвета.
Среди экспонатов – певческие рукописи, созданные в самобытном крае старообрядчества –Гуслицах (Подмосковье).
Книги украшали не только внутри, но и снаружи, облачая их в переплет из кожи, дорогой ткани и украшая драгоценными металлами и камнями. На выставке представлены книги в окладах из латуни.
Все представленные на выставке книги являются «Книжными памятниками Российской Федерации».
С 80-х гг. XVIII в. на территории современного Подмосковья, вдоль течения реки Гуслицы, в регионе компактного проживания старообрядцев, формируется своя книгописная школа. В последствии созданный здесь художественный стиль получит название – гуслицкий.
Гуслицы являлись вторым по значимости старообрядческим книгописным центром России. Гуслицкие певчие книги, в которых тщательно сохранялась традиция древнерусских, так называемых «крюковых» нот, расходились по всей стране. Их популярности способствовала не только грамотность гуслицких писцов и сохранение пения «по крюкам», но и яркий, своеобразный книжный декор, сформировавшийся на основе древнерусской и ранней старообрядческой орнаментальной традиции. Они отличались ярким пышным орнаментом, совмещающим русские узоры и элементы европейского барокко. Орнамент был исполнен в многообразии оттенков синих, красных, зеленых и желтых тонов или с золотом, с изображениями птиц.
Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию и просуществовала до рубежа XIX–XX веков.
Первая русская типография была основана в 1553 году по указу Ивана Грозного и вошла в историю под названием Московского Печатного двора.
В 1564 г. Печатный двор выпустил первую книгу «Апостол», в послесловии которой были указаны выходные данные издания. Печатником был Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец.
На протяжении почти полутора столетий, со времён правления Ивана Грозного до Петровской эпохи, московские печатники выпустили сотни изданий. Среди них основную массу составляли церковные книги, но были также азбуки, пособия по военному искусству и Соборное Уложение — первый русский свод законов, изданный типографским способом.
Здание Московского печатного двора в XVI века находилось в Москве, в Китай-городе. Во время польско-литовской интервенции, в 1611 году, Печатный двор со всем типографским оборудование и шрифтами сгорел. Никита Федорович Фофанов – один из печатников Московского печатного двора, обосновался в Нижнем Новгороде и создал здесь типографию. До наших дней дошло лишь одно издание Фофанова, увидевшее свет в Нижнем Новгороде. Это так называемый «Памятник нижегородской печати», представляющий собой небольшую брошюру объемом в шесть листов. Фофанов, являющийся и автором текста брошюры, подробно рассказывает об истории создания нижегородской типографии. «Штанба», как отмечает автор, создавалась около года. Она была заложена 5 января, а все работы завершены к 17 декабря 1613 г.