A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - История ННГУ - Журнал "Нижегородский музей" - Эпизод 4 Становление государственного университета. 1918 год

Эпизод 4 Становление государственного университета. 1918 год

02 января 2016

Революционные события осени 1917 года и приход к власти большевиков повлекли большие изменения в организации высшего образования. Новому правительству пришлось решать многие вопросы по реформированию государственных систем, в том числе и высшей школы. Революция приближалась к высшим учебным заведениям. Среди революционных реформаторов зрела решимость закрыть все учебные заведения и на их месте создать новые.

В этих условиях Дмитрий Федорович Синицын, сторонник свободной Высшей школы, директор народного городского университета и директор высших сельскохозяйственных курсов, разработал проект реформирования Нижегородского городского народного университета, смысл которого был изложен а первом номере “Вестника Нижегородского университета”:

“Свободный – автономный университет, независимый ни от какой партии, ни от какого правительства. Университет, в котором ум и душа профессора не связывается ничем, кроме истины. Университет, в котором – один повелитель Наука и один бог – человечество!

К Вам, деятелям высшей школы, моим товарищам по работе, я обращаю свой призыв: помогите маленькой кучке людей, заброшенных в Нижний Новгород, поднять высоко знамя свободной науки! Помогите укрепить великое дело объединения раздираемой междоусобиями России! Идите к нам все, кто верит в науку и любит Россию. Только единение спасет нас от гибели!”*

По инициативе председателя Нижегородского губкома партии большевиков, преподавателя кафедры минералогии политехнического института Н.М. Федоровского, который 26 марта 1918 года на заседании президиума губисполкома выступил с “Тезисами о реорганизации народного университета”, а 28 марта с докладом об учреждении в Нижнем Новгороде государственного университета выступил комиссар по просвещению А.И. Таганов. С проектом устава нового университета познакомил членов исполкома на этом заседании Д.Ф. Синицын. 28 марта 1918 года губернский исполком принял историческое решение “О создании в городе государственного университета”. 22 мая 1918 года решение Нижегородского губисполкома было утверждено Государственной комиссией по просвещению. 25 июня 1918 года СНК РСФСР утвердил декрет об упразднении политехнического института в Нижнем Новгороде. К началу 1918/19 учебного года постановлением Организационного совета Нижегородского государственного университета были открыты следующие факультеты:

1. Математический, 2. Физико-химический, 3. Биологический, 4. Горнотехнический, 5. Агрономический, 6. Инженерно-строительный, 7. Механический, 8. Электротехнический, 9. Профессиональный, 10. Рабоче-энциклопедический. Осенью 1918 года начало работать Сормовское отделение университета с теми же факультетами. В ноябре 1918 года открыт историко-филологический факультет, в январе 1920-го – медицинский факультет.

Кроме классических, в университете были организованы профессиональный и рабоче-энциклопедический факультеты. Профессиональный факультет – факультет курсов по различным отраслям техники, которые могли бы дать своим слушателям знания и практические навыки, непосредственно применяемые в жизни. Читались курсы по счетоводству, кооперации, рисованию, черчению, микробиологической технике, курсы электромонтеров и прочие. Рабоче-энциклопедический факультет был призван выполнять задачи народного университета, организуя всевозможные курсы по различным отраслям знаний преимущественно в рабочих районах.

В первый учебный год в Нижегородском государственном университете обучалось 2532 студента, из них:

1117 – окончили общеобразовательную школу; 198 – окончили специальные учебные заведения; 198 – имели образование ниже среднего; 467 – не имели образования; 406 – бывшие студенты. 8 декабря 1919 года начал работать рабфак (рабочий факультет) для подготовки кадров из среды рабочего класса.

21 декабря 1919 года был утвержден Устав НГУ. Документ провозглашал, что университет есть высшее учебное, научное заведение, имеющее своей целью развитие и распространение в народе теоретических и прикладных знаний. Студентами университета могли стать лица, достигшие 16-летнего возраста, без различия пола. С первых дней существования государственного университета в Нижнем Новгороде новый вуз столкнулся с серьезными трудностями, которые не только мешали развиваться университету, но и ставили под угрозу его существование.

После окончания Первой мировой войны и обретения независимости Польшей, и по результатам мирного договора между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей – с другой, подписанного 18 марта 1921 года, российская сторона должна была вернуть имущество, ранее принадлежавшее Польше. Чтобы сохранить оборудование бывшего Варшавского политехнического института, университет обратился в СНК с просьбой оплатить Польше стоимость требуемого имущества. Особенно важно было сохранить химическую библиотеку. Она насчитывала 2398 томов и представляла собой ценное “книгосборище”, состоявшее из полных серий специальных химических журналов на русском, немецком, французском, голландском, английском и итальянском языках, с начала их издания и до 1914 года. Журналы содержали оригинальные статьи, повременные обзоры и рефераты, относившиеся ко всемирной химической литературе по чистой и прикладной химии. Средств на оплату всего имущества бывшего Варшавского политехнического института не нашлось. 20 августа 1923 года был подписан акт со стороны представителей НГУ и польской делегации о возврате в Варшаву имущества, состоявшего из 81 погрузочного места. Но химическая библиотека осталась в Нижнем Новгороде. Советское правительство оплатило стоимость библиотеки золотой валютой.

В течение первой половины 1921/22 учебного года в Нижегородском университете шел процесс вынужденного сокращения факультетов. 29 марта 1922 года коллегия Главпрофобра приняла решение о полном закрытии Нижегородского университета с 1 мая. Сначала закрытие отложили до окончания учебного года, а потом решили университет сохранить, но с условием, что его содержание целиком, кроме рабфака, будет взято на местный бюджет. Было принято решение распределить расходы на университет между губернским бюджетом, предприятиями и учреждениями города, соседними губерниями, и ввести плату за обучение.

Ощущалась нехватка квалифицированных научных кадров, способных на высоком уровне вести теоретические и практические занятия в университете. В 1920-е годы сотрудничество физиков Нижегородской радиолаборатории (НРЛ) с НГУ сделало возможным качественное преподавание физических дисциплин в университете.

Летом 1918 года по указанию главы правительства – председателя Совета народных комиссаров В.И. Ленина в Нижний Новгород из Твери были эвакуированы 18 сотрудников лаборатории при Тверской радиостанции. Работы НРЛ заложили фундаментальные основы развития радиосвязи, радиотехники, электроники, радиовещания отечественной радио и электронной промышленности и получили высокую оценку и признание как в нашей стране, так и за рубежом.

Многие ученые НРЛ сотрудничали с молодым Нижегородским университетом.

* Вестник Нижегородского университета. №1. 1918. 10 апреля.


PDF  версия статьи в журнале «НМ» 2016 — NM2016-P34-55

Все новости