Статья опубликована в газете «Земля Нижегородская» 30 января 2004 г.
Своеобразный юбилей отметил музей госуниверситета имени Н.И. Лобачевского. В январе в музее “Нижегородская радиолаборатория” в торжественной обстановке открылась выставка “Союз науки и искусства”, которая подвела итоги пятнадцатилетней выставочной деятельности музея. Сто экспозиций, устроенных за это время, стали своего рода летописью художественной жизни нашего края.
В юбилейной выставке приняли участие ведущие нижегородские живописцы, графики, мастера декоративно-прикладного и народного искусства. Наиболее полным оказался раздел живописи, дающий представление о широте творческих интересов и разнообразии индивидуальных почерков нижегородских художников.
“Разговор” – картина Ж. Семенцовой – словно приглашает ощутить духовную атмосферу выставки, атмосферу напряженных раздумий о красоте и смысле человеческого бытия.
Философско-поэтическое осмысление вечных проблем нравственного выбора, борьбы добра и зла определило образный строй романтических полотен Е. Юсова “Всадники”, “Ощущение”, “Белое и красное”.
Многие художники связывают нравственные проблемы с историей России и судьбами ее людей. Глубоко трогают образы пожилых женщин, вынесших тяготы военных лет и неустройства мирной жизни, но сохранивших сердечность и душевную теплоту, в картинах “Русский реквием” А. Краева и “Соловецкая старушка” В. Крылатова. Раздольный характер волжской природы раскрывает холст М. Уткина “Весенние воды”. Поэтичен образ реки в картине “Вечер на Волге” Р. Соснина. С удивительной бережностью воссоздает сложные состояния природы Н. Мочалин.
Изображения цветов, а их на выставке немало, придают юбилейной экспозиции праздничный характер: холст Н. Панковой “Розы”, построенный на прихотливой игре красочных пятен, роскошный парад цветов в натюрморте Н. Куликовской, полотна А. Гладышевой, напоминающие русские шали и подносы Жостова: Мажорный тонус экспозиции поддерживают и картина В. Грачева “Волшебная музыка”, и крепко ритмически сконструированный натюрморт на тему керамики – “Посвящение Татьяне и Валерию Гришиным” К. Шихова.
Кстати, работы этих известных нижегородских керамистов экспонируются в соседнем зале музея, где можно увидеть декоративные скульптуры и вазы, расписанные цветными глазурями. Отдел декоративно-прикладного искусства – настоящее украшение выставки: поэтичные гобелены, нарядные батики, полотенца. Тонкостью исполнения привлекают работы резчиков по дереву. Интригуют своей загадочностью образы деревянной скульптуры Б. Кучера, словно пришедшие из сказочного леса. Рядом расписной сундучок городецкой художницы А. Соколовой и огненные травы хохломы в виртуозных росписях Н. Гущина. Отдел графики представлен гравюрами А. Бутусова, Ю. Демина, А Щелокова, оригинальными рисунками Натальи и Сергея Квач, портретами Б. Кучера и А. Куликовского. Нельзя не отметить высокое мастерство нижегородских акварелистов: архитектурные мотивы В. Величко и С. Юсова, женские образы В. Рекина, деревенские пейзажи Т. Быковой. Изысканностью цветовой гаммы, артистизмом в передаче сложных состояний природы пленяют акварели И. Ворожейкина “Вечереет” и “Утро”. Надолго запоминается ослепительное сияние снежной равнины под зеленовато-голубым покровом небес в работе Е. Грачевой “Свет весны”.
Покидая выставку, испытываешь чувство благодарности к нижегородским художникам, к тем, кто щедро делится с нами своим духовным светом, светом красоты.
Персональная выставка нижегородских керамистов Татьяны и Валерия Гришиных. 65 произведений в экспозиции… дают представление о ярком самобытном творчестве известных в России мастеров этой древнейшей отрасли декоративноприкладного искусства.
Тонкое чувство красоты природного материала, мягкий добрый юмор роднят керамику Гришиных с искусством народных гончаров. Особый раздел выставки составляют керамические вазы. Они оригинальны, разнообразны по своим формам. Каждая – уникальна, неповторима, подобна живому существу.
Широко показана на выставке и керамическая живопись… Виртуозно владея техническими приемами росписи глазурями, солями и ангобами, создавая особую фактуру керамической поверхности за счет лепки, имитирующей густые красочные мазки, они открывают новые возможности этого вида творчества.
Светлое, мажорное искусство керамистов Гришиных делает нас более чуткими к красоте, пробуждает в нас желание творчества…
Если вы не верите в чудеса, загляните в музей Нижегородского университета. За окнами – мороз, а здесь, на выставке акварелей Владимира Величко, вы можете ощутить тепло яркого летнего дня, полюбоваться залитыми солнцем волжскими просторами, вдохнуть ароматы цветущего сада.
Акварельная живопись – искусство сложное и даже “капризное”. Это магия экспромта, умение быстро писать по увлажненной бумаге, безошибочно угадывать тональные отношения, сохранять прозрачность и звонкость красок, мгновенно тускнеющих от лишнего мазка кисти.
Несомненной творческой удачей Величко стала серия волжских пейзажей. В них панорамный характер композиций, эпические развороты пространства, увиденного как бы с птичьего полета, позволяют живописцу передать ширь волжских просторов. Образы природы в этих акварелях обладают большой силой эмоционального воздействия: река показана то в блеске солнечных лучей, то в полумгле осенней непогоды, то словно горящей от полыхающих красок заката, то застывшей среди занесенных первым снегом берегов.
Выставка произведений одного из ведущих мастеров Нижегородского отделения Союза художников РСФСР Александра Павловича Бутусова.
Высокая профессиональная культура… отличает офорты Бутусова, посвященные Нижнему Новгороду. В них запечатлены эффектные панорамы города… любовно воспроизведены улочки и уютные уголки старого Нижнего, шедевры русского зодчества…
Эти офорты виртуозны по технике исполнения: штрихи, то легкие, то сгущающиеся до бархатной черноты, создавая богатую фактуру рисунка, позволяют добиваться тонкости тональных переходов, передавать живописные контрасты освещения. Город предстает в графике Бутусова не музейным, а живым, в нем чувствуется движение, дыхание природы… Знакомые мотивы как бы заново открываются нам, претворенные в яркие поэтические образы. А подчас композиция оказывается сконструированной из тщательно отобранных, наиболее выразительных примет города, что сообщает пейзажу символическое звучание.
В конференц-зале Нижегородского университета развернута экспозиция “Пушкин и декабристы в графике Д.Д. Арсенина”.
Тридцать пять графических листов, показанных на этой выставке, привлекают содержательностью, одухотворенностью и поэтичностью образов, виртуозностью технического исполнения. Рисунки, созданные акварелью, пастелью, графитными или цветными карандашами, отличают точность и изящество, особая элегантность манеры, присущей большому мастеру.
…Начало Пушкиниане было положено элегическими по своему настроению осенними пейзажами пушкинской усадьбы Болдино. Светлые прозрачные акварели, изображавшие старинный парк с прудами, помещичий дом, окрестные поля и рощи переносили в мир, где повсюду ощущалось веяние души поэта.
По словам поэта Юрия Адрианова, графика Арсенина “воскрешает образы тех, чьи мысли о свободе личности, о гласности печати и человеческого мнения, о неразрывной связи политики и нравственности, о любви и дружестве так созвучны и необходимы нашему непростому бурлящему времени”.
Выставка произведений народного художника России, членакорреспондента Российской академии художеств Марата Самсонова. Вторая персональная выставка Самсонова в Нижнем Новгороде продемонстрировала широкий спектр творческих интересов: в экспозицию вошли исторические и жанровые картины, портреты, пейзажи, графические серии, ставшие итогом зарубежных командировок.
Для воспитанника и ведущего художника Студии имени Грекова тема героизма народа, отстоявшего родную землю от фашистских захватчиков, стала одной из главных. Вот почему экспозицию открывает картина “Сестрица” (1950). Ее сюжет – суровые будни войны: по глубокому снегу, по искореженной танками земле, среди рвущихся снарядов юная медсестра выводит с поля боя тяжелораненого солдата. В ее облике чувствуются предельное напряжение душевных и физических сил, решимость во что бы то ни стало спасти жизнь бойца. Полотно захватывает драматизмом, внутренней экспрессией образов, трагическим звучанием грозного военного пейзажа, покоряет темпераментной живописной манерой.
Сразу две персональные экспозиции разместились в музее Нижегородского госуниверситета. Они знакомят с искусством нижегородских живописцев Рудольфа Соснина и Юрия Кузьмина. Оба принадлежат к поколению художников, чей творческий путь начинался в 1960 годы, оба отдают предпочтение жанру пейзажа. Однако соседство их картин только подчеркивает неповторимую индивидуальность творческого почерка каждого из них.
Особым успехом пользовались картины Рудольфа Соснина, посвященные Нижнему Новгороду. Он представляет город как целостный организм, соединяющий память истории с динамичными ритмами современной жизни.
Образ города у Юрия Кузьмина иной – мужественно романтический. И есть среди его городских пейзажей совсем особенные, пронизанные светом ликующим, растворяющим в радужном сиянии силуэты городских строений и деревьев, очертания раскинувшегося над рекой могучего моста. Этот торжествующий весенний свет воспринимается как символ грядущего обновления мира, символ радости и надежды.
PDF версия статьи в журнале «НМ» 2016 — NM2016-P456-459