Знаете ли вы, что такое нейлон? А слышали ли вы такое название «Дюпон»? Это американская химическая компания «Дюпон де Немур», одна из крупнейших в мире. Она является изобретателем множества полимерных и иных материалов, среди которых неопрен, нейлон, кевлар, майлар, тайвек и другие В 1935 году главный химик компании «Дюпон» Уоллес Карозерс синтезировал нейлон. А гексаметилендиамин (ГМДА)— является важнейшим полупродуктом в производстве полиамидного волокна, получившее торговое название Nylon (в русском варианте — нейлон).
А когда и кем этот важнейший полупродукт был впервые получен? А произошло это — вот уж симптоматичное совпадение — в год рождения У. Карозерса (1896 г.). Первым получил гексаметилендиамин (ГМДА)— русский химик, преподаватель Нижегородского университета – профессор Василий Андреевич Солонина, которому исполняется сегодня 160 лет со Дня рождения.
Василий Андреевич Солонина (1862—1934) родился в Черниговской губернии, учился в Киевской гимназии, Киевском, а затем Петербургском университетах. Происходил из дворянского рода, настолько обедневшего, что отец его служил чиновником десятого (из 14) класса — коллежским секретарем. Особенно бедствовала семья в студенческие годы Василия Солонины, который был вынужден, только-только переведясь в Петербургский университет, подать прошение на имя ректора об освобождении — по бедности — от платы за слушание лекций.
Особыми успехами студент-химик В. А. Солонина не выделялся, но известно, что еще в студенческие годы он работал в лабораториях А. М. Бутлерова и Д. И. Менделеева, причем у последнего продолжал безвозмездно трудиться и после окончания университета в 1886 г.
Можно предполагать, что не без помощи Менделеева Василий Андреевич получил год спустя службу химика- эксперта при департаменте таможенных сборов тогдашнего Министерства финансов. Спустя полтора года его пригласили на должность ассистента кафедры химии в Московском техническом училище (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана). Здесь и началась его самостоятельная исследовательская деятельность. Здесь и был выполнен синтез важнейшего полупродукта – гексаметилендиамина (ГМДА).
Он не знал, что эта работа станет самой заметной в его жизни. Заметной, к сожалению, лишь после смерти…
В дальнейшем жизнь первооткрывателя ГМДА складывалась довольно удачно: в 1898 году защитил диссертацию «К вопросу о замещении в первичных аминах амидогруппы галоидом и о разделении друг от друга первичных, вторичных и третичных аминов» на соискание ученой степени магистра химии, еще через год был приглашен в качестве экстраординарного профессора химии в Варшавский политехнический институт.
Правда, ординарным профессором В. А. Солонина стал не скоро: лишь в 1908 г., защитив в 46 лет докторскую диссертацию. Когда в годы первой мировой войны Варшавский политехнический институт эвакуировали сначала в Москву, а затем и в Нижний Новгород, профессор Солонина переехал туда вместе со своей кафедрой.
В 1915 году в Нижний Новгород прибыло 53 научных работника из 66, работавших в Варшаве. Нижегородский край получил, таким образом, большинство научных сил Варшавского Политехнического института. Политехникум открылся 1 октября 1916 года. Вновь организованный институт развернул свою работу в Нижнем Новгороде в составе четырех факультетов: горного, инженерно-строительного, механического и химического.
А в последующем 1918 году политехникум был закрыт. 28 марта 1918 года Губисполком принял единогласное решение об открытии университета, а все имущество института передавалось университету. В штатном расписании преподавательского персонала Нижегородского университета значились профессора химии И.Г. Богуский, Н.Н. Ворожцов, И.И. Осторомысленский, М.А. Шлезингер, и профессора и преподаватели химии политехнического института: И.И. Бевад, В.А. Солонина, А.Н. Кугушев.
После переезда профессора Шлезингера в Саратов кафедру неорганической химии возглавил ученик А.М. Бутлерова профессор Василий Андреевич Солонина. В период с 1926 по 1930 гг. В.А. Солонина возглавлял химический факультет НГУ.
Из воспоминаний бывших учеников об В.А. Солонине и И.И. Беваде
Э.А. Руббах:
«В Нижегородском химико-технологическом институте я специализировался по технологии неорганических веществ. Органическая химия, которую возглавлял Иван Иванович Бевад, нам преподносилась в уменьшенном объеме по сравнению с «органиками». Поэтому мои воспоминания кратки и отрывочны.
Знакомство с химией начиналось с первого года обучения с прохождения курса общей химии, который вел проф. Солонина Василий Андреевич. Он читал лекции темпераментно, но не очень системно. Порой он говорит одно, а у ассистента, который делает иллюстративный опыт, получается нечто другое. Когда пытливый студент задавал профессору вопрос: можно ли прогнозировать результат проведения какой-либо реакции, В. А. отвечал, что он не может это знать, пока не проанализирует продукты реакции. Многим из нас такой ответ не нравился, и мы относили (по своему незнанию) за счет слабости теории. По слухам, Солонина и Бевад были друзьями и при случае в учебном процессе могли заменять друг друга.»
В Нижнем работал до 1932 г., а потом — снова в столице. Не долго — всего два года. В 1934 г. профессор В. А. Солонина скончался, лишь год, не дожив до звёздного часа своего самого значимого дважды промежуточного, как оказалось, детища…
Литература