1 июля 1941 года состоялись торжественные проводы добровольцев, вошедших в состав Горьковского коммунистического батальона. В эту группу входили студенты Горьковского государственного университета: Абрам Липкин, Виктор Митрофанов, Петр Ширяев, Иван Хренов, Борис Мартынов, Николай Постников, Юрий Кемарский, Петр Самсонов, Василий Кудайкин, Александр Ауров, Владимир Мошков, Василий Денежкин, Федор Вылегжанин и др. Из воспоминаний Александра Аурова: «Мы были извещены, что должны явиться утром 1 июля 1941 года к Свердловскому райкому партии, который помещался рядом с драмтеатром. Помнится, что оттуда мы пошли в Кремль, там получили обмундирование и оружие. После этого мы вышли на улицу Маяковского и строем пошли на Московский вокзал. Запевалы запели песню:
Слушай, рабочий,
Война началася,
Бросай свое дело,
В поход собирайся!
Остальные подхватили:
Войны мы не хотим,
Но в бой готовы,
Ковать мы не дадим для нас оковы.
Смело мы в бой пойдем
За власть Советов
И как один умрем в борьбе за это!
Когда закончили эту старую песню, стали придумывать новые куплеты, в которые вкладывали свои думы о будущем на фронте, где стремления должны были превратить в дела.
«Вот и фашисты забили тревогу,
Что добровольцы идут на подмогу.
Если прикажут, мы будем сражаться,
Чтоб и посмертно в России остаться.
Подвиги ратные помнят поныне,
На место убитых встанут живые.
Узнают фашисты, вы в это поверьте,
Что добровольцы воюют посмертно!»
В Гороховецких лагерях добровольцы получили первоначальную военную подготовку и в середине июля ночью погрузились в эшелон и отправились через Москву к Смоленску. Из воспоминаний Виктора Митрофанова:
«Из Москвы нас повезли к Смоленску. Горел Можайск. … Несмотря на то, что мы впервые видели бомбежку, впервые столкнулись с войной, все были бодры. В вагоне играли на гитаре и балалайке, пели, оживленно разговаривали. Каждый думал о том, что нас ожидает на фронте».
В первые дни и недели войны в Красную Армию из университета добровольцами ушел 51 человек, из них 5 научных работников. Все они были коммунистами или комсомольцами. Заявлений было подано гораздо больше. Некоторые заявления отклонила медкомиссия. Например, Николай Савинов не попал в первую партию из-за плохого зрения, но он снова и снова шел в военкомат, пока не добился своего. Многим студентам было отдано распоряжение ждать вызова для направления в военные училища. Лучшие комсомольцы университета были призваны политбойцами. Их задачей было усиление партийно-политического влияния в полках действующей армии. Все мечтали попасть на передовую: мстить, мстить и мстить за черное небо, за сгоревшие города и деревни, за сотни замученных, расстрелянных советских людей. Коммунисты и комсомольцы университета показали пример доблести и отваги, готовность отдать свою жизнь на защиту Родины.