22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. В первые дни войны коммунисты и комсомольцы университета показали пример доблести и отваги, готовность отдать свою жизнь на защиту Родины.
На комсомольское собрание студенты Горьковского университета собрались спустя четыре часа после правительственного сообщения о нападении немецко-фашистских войск на нашу страну. Объявления о комсомольском собрании не было, никто не оповещал о нем студентов, живущих в общежитиях и в разных уголках города. Они стали сходиться на физико-математический факультет (ул. Варварская, 10) – центр общественной жизни университета. Большая академическая аудитория была заполнена до отказа. Некоторые пришли сюда прямо с экзамена. Но не о сданных или предстоящих экзаменах шел разговор у сгрудившихся там и тут студентов, взволнованных, сосредоточенных. Разговор один – война!
Секретарь комитета ВЛКСМ, студент 5 курса физико-математического факультета Абрам Липкин обратился к студентам:
«Товарищи! Произошло событие, которое нам говорит, что вчерашней мирной жизни нет, а есть война. Вот мы сюда и собрались, чтобы обсудить, как будет действовать теперь наша комсомольско-студенческая организация. Некоторые из наших товарищей уже приняли решение».
Студент 3 курса химического факультета Борис Мартынов сообщил собранию о том, что он, а также студенты: Василий Кудайкин, Александр Ауров, Владимир Нефедов, Григорий Девятых написали следующее заявление в областной военкомат:
«Просим зачислить нас добровольцами в ряды РККА. Просим зачислить всех товарищей в одну часть. Клянёмся отдать все силы, а если потребуется, и жизнь в борьбе за счастье Родины».
Один за другим стали подходить студенты и заносить свои имена в заявление. Среди них – Юрий Кемарский, студент второго курса физмата, участник финской кампании. За ним – Герман Потемкин, студент третьего курса химического факультета, невысокий, сухощавый, с тонкими чертами чуть бледного лица. Шли и шли молодые парни к столу. В открытые окна с улицы Пискунова порой врывался шум проходившего трамвая, но студенты, поглощенные тем, что происходит в аудитории, не слышали этого шума. Вскоре под заявлением уже стояли двадцать две подписи.
Многие студенты подадут заявления о добровольном вступлении в действующую армию в последующие дни, а некоторые будут призваны в армию по повестке из райвоенкоматов. И никто из присутствующих не знал и не мог знать, что лишь немногие, да и то инвалидами вернутся в университет. Через четыре-пять недель уже не будет в живых Германа Потемкина, Василия Денежкина, Анатолия Кубонина, Владимира Кузнецова – они погибнут под Смоленском. В боях под Вязьмой сложат свои головы Борис Мартынов и Юрий Кемарский. Последующие военные годы далеко продолжат список тех, кому уже никогда не переступить порог университета…